Решение по гражданскому делу № 2-135/2012 об оспаривании бездействия администрации (Решение не вступило в законную силу)



РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан                                                                                   06 февраля 2012 года

                                                                                                           

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Дергуновой Е.В.

с участием помощника прокурора Усть-Абаканского района Анисимовой Н.В.,

при секретаре Меркушевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Абаканского района в интересах Азановой А.А. об оспаривании бездействия администрации Усть-Абаканского поссовета, -

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Абаканского района в интересах Азановой А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации Усть-Абаканского поссовета, мотивируя требования тем, что Азанова А.А. является нанимателем жилого помещения, находящегося по адресу: ... *** Азановой А.А. в адрес наймодателя - администрации Усть-Абаканского поссовета было направлено заявление о проведении оценки пригодности занимаемого ею (Азановой) жилого помещения, однако в нарушение требований действующего законодательства, в частности, Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», данное заявление в установленном законом порядке рассмотрено не было, а *** на данное заявление главой администрации Усть-Абаканского поссовета П.В.Н. был дан ответ, из которого следует, что спорное жилое помещение не может быть признано аварийным, так как *** администрацией Усть-Абаканского поссовета был проведен его ремонт, а именно проведен ремонт печи, оштукатуривание стен, замена оконных блоков, дверей, завалинки. Полагает, что оспариваемое бездействие администрации Усть-Абаканского поссовета, нарушает права и свободы Азановой А.А.. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Усть-Абаканского поссовета, выразившееся в нерассмотрении заявления Азановой А.А. о проведении оценки соответствия занимаемого ею (Азановой) жилого помещения, находящегося по адресу: ..., требованиям законодательства, возложить обязанность на администрацию Усть-Абаканского поссовета рассмотреть заявление Азановой А.А. о проведении оценки соответствия занимаемого ею (Азановой) жилого помещения требованиям законодательства.

В судебном заседании Азанова А.А., помощник прокурора Усть-Абаканского района Анисимова Н.В. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить, приведя вышеизложенные доводы.

Заместитель главы администрации Усть-Абаканского поссовета К.В.П., действующий на основании доверенности, признал, что бездействие администрации Усть-Абканского поссовета, выразившееся в нерассмотрении заявления Азановой А.А. о проведении оценки соответствия занимаемого ею (Азановой) жилого помещения, находящегося по адресу: ... требованиям законодательства, действительно, имело место.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

При этом, согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании охранного свидетельства (брони) Азанова А.А. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., находящемся в муниципальной собственности.

В силу ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

Пунктом 7 указанного Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

В рамках реализации требований данного нормативно-правового акта постановлением главы муниципального образования Усть-Абаканский поссовет от 17 декабря 2009 года № 568-п, с учетом изменений, внесенных постановлением от 28 декабря 2011 года № 478-п, утверждена межведомственная комиссия по оценке пригодности муниципального жилищного фонда п.г.т. Усть-Абакан.

*** в адрес наймодателя - администрации Усть-Абаканского поссовета поступило заявление Азановой А.А. о проведении оценки пригодности занимаемого ею (Азановой) жилого помещения.

*** на данное заявление главой администрации Усть-Абаканского поссовета П.В.Н. дан ответ, из которого следует, что спорное жилое помещение не может быть признано аварийным, так как *** администрацией Усть-Абаканского поссовета был проведен его ремонт, а именно, проведен ремонт печи, оштукатуривание стен, замена оконных блоков, дверей, завалинки.

Вместе с тем, разделом IV вышеназванного Положения конкретно регламентирован порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В частности п. п. 42, 44 Положения определено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

- определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

- определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

- работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

- составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

- передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46).

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).

Комиссия в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю (пункт 51).

Судом установлено, что администрацией Усть-Абаканского поссовета поступившее заявление нанимателя Азановой А.А. о проведении оценки соответствия занимаемого ею (Азановой) жилого помещения установленным в настоящем Положении требованиям не рассмотрено и жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания не признано.

Приведенный факт не оспаривается представителем заинтересованного лица.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие администрации Усть-Абаканского поссовета, выразившееся в нерассмотрении заявления Азановой А.А. о проведении оценки соответствия занимаемого ею (Азановой) жилого помещения требованиям, установленным в Положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», нарушает права и свободы Азановой А.А., а также является незаконным, а заявление - подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Усть-Абаканского поссовета, выразившееся в нерассмотрении заявления Азановой А.А. о проведении оценки соответствия занимаемого ею жилого помещения, находящегося по адресу: ..., требованиям законодательства.

Возложить на администрацию Усть-Абаканского поссовета обязанность рассмотреть заявление Азановой А.А. о проведении оценки соответствия занимаемого ею жилого помещения, находящегося по адресу: ..., требованиям законодательства.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий:                                                                   Е.В. Дергунова