Решение по гражданскому делу № 2-92/2012 об обязании изготовить паспорт автомобильных дорог (Решение не вступило в законную силу)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан                                                                              27 февраля 2012 года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Поповой Н.В.,

при секретаре Малыхиной М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации *** сельсовета об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог и дорожных сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации *** сельсовета ... (далее *** сельсовет) об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог и дорожных сооружений, находящихся в муниципальной собственности *** сельсовета. В обоснование иска указал, что проведенной проверкой исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории *** сельсовета выявлено, что автомобильные дороги, находящиеся в муниципальной собственности *** сельсовета, не имеют технических паспортов. Ссылаясь на то обстоятельство, что технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, основываясь на положениях ст.12 Закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст.5,6 Федерального закона РФ N 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных Минавтодором РСФСР, просил обязать ответчика произвести паспортизацию автомобильных дорог, переданных в муниципальную собственность *** сельсовета, в срок до ***

В судебном заседании помощник прокурора Стонт Д.Л. исковые требования уточнил, просил суд обязать администрацию *** сельсовета произвести технический учет и паспортизацию 19 автомобильных дорог общего пользования местного значения и 6 дорожных сооружений местного значения (мосты), указанных в п.п. 8-13, 123-141 Перечня объектов, передаваемых из собственности муниципального образования ... в собственность муниципального образования *** сельсовет Приложения № 7 к Закону Республики Хакасия от 29.11.2005 № 74-ЗРХ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» (в ред. от 29.12.2011). В обоснование указал, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органами местного самоуправления обеспечения безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что администрацией *** сельсовета меры к техническому учету и паспортизации муниципальных автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, не приняты. Вместе с тем, осуществление мероприятий по техническому учету и паспортизации данного количества автомобильных дорог администрации *** сельсовет потребует значительного финансирования за счет средств местного бюджета. Просил установить срок ответчику для осуществления мероприятий по техническому учету и паспортизации - до окончания *** финансового года.

Ответчик в лице Главы *** сельсовета Шандро М.И. в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В судебном заседании от *** Шандро М.И. иск не признал, суду пояснил, что отсутствие технических паспортов на местные автомобильные дороги не нарушает права граждан, ремонт дорог в ... проводится регулярно. Паспортизация местных дорог потребует примерно ***.руб. бюджетных средств, таких средств в бюджете поселения нет. Просил в иске отказать.

В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.

Выслушав истца, исследовав материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.

В соответствии с п. 9 ст. 5, п. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильные дороги общего пользования местного значения - автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, -относятся к собственности поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно п.5 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм «ВСН 1-83. Типовая инструкция по техническому учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (далее - Инструкция), утверждённых Минавтодором РСФСР, предусмотрено, что технический учёт и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяжённости и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учёту и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования, учёт и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2. ВСН 1-83).

Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого Приказом Минтранса России от 07.08.2009 № 150, предусмотрено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения производится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, либо уполномоченной им организацией.

Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.

Вместе с тем, автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования *** сельсовет, переданные из собственности муниципального образования ... в собственность муниципальному образованию *** сельсовет на основании Закона Республики Хакасия от 29.11.2005 № 74-ЗРХ (с последующими изменениями) «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» (вместе с «Перечнем объектов, передаваемых из собственности муниципального образования ... в собственность расположенных в его границах поселений»), не имеют технического паспорта. Данный факт ответчиком не оспаривается.

Отсутствие в бюджете поселения денежных средств на выполнение вышеуказанных работ само по себе не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог, согласно требованиям ст.210 ГК РФ.

Доводы ответчика о том, что отсутствие технических паспортов на местные дороги не нарушает права граждан, что ремонт дорог и без техпаспортов проводится регулярно, суд считает несостоятельными, поскольку технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органами местного самоуправления обеспечения безопасности дорожного движения.

Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, в связи с чем, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд, в силу ст. 45 ГПК РФ.

В силу п.п.19 ч.1 ст.333.36 "Налогового кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                      Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию *** сельсовета в срок до *** провести паспортизацию автомобильных дорог и дорожных сооружений общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог и дорожных сооружений федерального, регионального, межмуниципального значения, частных автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия с подачей апелляционной жалобы через Усть-Абаканский районный суд в месячный срок, с момента его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                     Н.В. Попова

Мотивированное решение составлено и подписано 02.03.2012 года.

Судья:                                                                                   Н.В. Попова