п.г.т. Усть-Абакан 16 февраля 2012 года Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Дергуновой Е.В. с участием помощника прокурора Усть-Абаканского района Анисимовой Н.В., при секретаре Меркушевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации *** сельсовета о возложении обязанности совершить определенные действия, - УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации *** сельсовета о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в области градостроительной деятельности. В ходе проверки выявлены допущенные администрацией *** сельсовета нарушения требований законодательства, в частности, отсутствие документа территориального планирования - генерального плана поселения.Полагает, что бездействие администрации *** сельсовета нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, поскольку впоследствии приведет к невозможности осуществления администрацией *** сельсовета возложенных на нее функций.Просит суд признать незаконным бездействие администрации *** сельсовета, выразившееся в несвоевременной подготовке и утверждении генерального плана *** сельсовета, возложить на администрацию *** сельсовета обязанность принять меры к подготовке и утверждению генерального плана *** сельсовета. В судебном заседании помощник прокурора Усть-Абаканского района Анисимова Н.В., поскольку прокурор Усть-Абаканского района уточнил исковые требования, просила суд возложить на администрацию *** сельсовета обязанность в срок до *** год принять меры к подготовке и утверждению генерального плана *** сельсовета, в обоснование привела обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика - администрации *** сельсовета Чебрякова Т.С., действующая на основании доверенности, иск признала, пояснив, что, действительно, в настоящее время генеральный план *** сельсовета не подготовлен и не утвержден. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Пунктом 4 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Статьей 18 Конституции Российской Федерации провозглашено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в состав ... входит *** сельсовет. В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений. Документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (части 1-3 статьи 18). Содержание генерального плана регламентировано ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение генерального плана поселения - статьей 24 данного Кодекса. Судом установлено, что администрацией *** сельсовета до настоящего времени не подготовлен и не утвержден генеральный план поселения. Приведенный факт не оспаривается представителем ответчика Чебряковой Т.С. Между тем, долгосрочной муниципальной целевой программой «Комплексное освоение и развитие территории муниципального образования ... в целях жилищного строительства на *** годы» в *** году предусмотрено финансирование из федерального и республиканского бюджетов на выполнение мероприятий по обеспечению муниципальных образований документами территориального планирования, в том числе разработку генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений. Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2011 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ч. 4 ст. 9, ч. 6 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 31 декабря 2012 года не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, а также осуществление подготовки документации по планировке территории, при отсутствии документов территориального планирования. Учитывая, что процедура подготовки и утверждения генерального плана поселения требует временных и иных затрат, суд приходит к выводу о том, что невыполнение органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей приведет к невозможности осуществления администрацией Усть-Бюрского сельсовета возложенных на нее функций и создаст угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. На основании изложенного, исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Возложить на администрацию *** сельсовета обязанность в срок до *** год принять меры к подготовке и утверждению генерального плана *** сельсовета. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд. Председательствующий: Е.В. Дергунова