РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п.г.т. Усть-Абакан 27 апреля 2012 года Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Бугановой Н.В., при секретаре Пивкиной Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению ... «***» об обязании утвердить проект организации дорожного движения автомобильной дороги, устройства стационарного электрического освещения дороги, тротуаров, их освещение в темное время суток, УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Абаканского района (далее - Прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к государственному казенному учреждению ... «***» (далее ГКУ ... «Управление ***») об обязании утвердить проект организации дорожного движения автомобильной дороги, устройства стационарного электрического освещения дороги, тротуаров, их освещение в темное время суток. В обоснование иска прокурор ссылается на ст. 3, 21, 22 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", требования ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст указывая, что в обязанности ГКУ ... «***» на основании Устава и федерального законодательства входит разработка и утверждение проекта организации дорожного движения автомобильных дорог межмуниципального значения, устройства стационарного электрического освещения дорог, тротуаров, их освещение в темное время суток, их реконструкция, ремонт и содержание. Вместе с тем, не разработан и не утвержден проект организации дорожного движения автомобильной дороги межмуниципального значения «***» в соответствии с действующим законодательством. На автомобильной дороге «***» на участке «***» ... отсутствует стационарное электрическое освещение и тротуары. На автомобильной дороге «***» на участке «***» ... отсутствует организация включения стационарного электрического освещения, отсутствуют тротуары. Устранение допущенных нарушений законодательства обеспечит безопасность дорожного движения в интересах граждан пользующихся данными участками дорог. В судебном заседании заместитель прокурора Усть-Абаканского района Стонт Д.Л. исковые требования уточнил, просил суд обязать ответчика разработать и утвердить проект организации дорожного движения автомобильной дороги межмуниципального значения «***» в соответствии с действующим законодательством в срок до ***. Обязать на автомобильной дороге «***» на участке «***» ... установить стационарное электрическое освещение и тротуары в срок до ***. Обязать на автомобильной дороге «***» на участке «***» ... организовать включение наружных осветительных установок (стационарного электрического освещения) в темное время суток в срок до ***, в срок до *** установить тротуары, в остальном заявленные требования поддержал, приведя в обоснование изложенные в заявлении обстоятельства. Представитель ответчика - ГКУ ... «***» Килин А.Г. действующий на основании доверенности исковые требования прокурора признал суду показал, что в настоящее время деятельность по проектированию, строительству и реконструкции дорог осуществляется в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Совершенствование и развитие автомобильных дорог Республики Хакасия (2011-2013 годы)», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 606 и Закона Республики Хакасия от 2012.2011 № 126-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Практическая реализация мероприятий, предусмотренных программами, производится лишь после того, как главным распорядителем бюджетных средств Республики Хакасия - Министерством финансов Республики Хакасия до Учреждения доведены лимиты бюджетных обязательств. Доведенные лимиты не всегда совпадают с запланированными на реализацию программных мероприятий суммами, отличаясь от них, как правило, в сторону уменьшения. Исполнение судебного решения будет зависеть от поступления денежных средств в Учреждение. Представитель третьего лица не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора - ОГИБДД МО МВД России «...» Тропин Д.В. действующий на основании доверенности показал, что с исковыми требованиями прокурора он согласен, поскольку проекты организации дорожного движения автомобильной дороги, устройство стационарного электрического освещения дорог, устройство тротуаров, освещение в темное время суток предусмотрены Федеральным законодательством, обеспечат безопасность дорожного движения в интересах граждан использующих оспариваемые автодороги. Представители третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований глава администрации *** сельсовета Куцман А.Ф. и Администрации *** сельсовета Иванкин А.С. действующий на основании доверенности исковые требования прокурора поддержали пояснив, что утверждение проекта организации дорожного движения автомобильной дороги, устройства стационарного электрического освещения дороги, тротуаров, их освещение в темное время суток будет способствовать безопасности дорожного движения на указанных участках автомобильных дорог. Выслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу. Согласно ст. 5 ФЗ от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 6 указанного Закона, обеспечение безопасности межмуниципального дорожного движения на территории ... относится к полномочиям Правительства Республики Хакасия. Постановлением Правительства РХ от 03.02.2011 г. №31 создано государственное казенное учреждение ... "***" путем изменения типа существующего Государственного учреждения ... "***", сохранив его основную цель деятельности. Пунктами 2.1, 2.2 Устава государственного казенного учреждения ... "***" предусмотрено, что предметом деятельности Учреждения является осуществление мероприятий, связанных с оперативным управлением автомобильными дорогами общего пользования Республики Хакасия, организацией дорожной деятельности на этих автомобильных дорогах, оказанием государственных услуг, связанных с эксплуатацией автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия и использованием придорожных полос этих автомобильных дорог. Основными целями деятельности Учреждения являются: поддержание автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия в надлежащем эксплуатационном состоянии в целях обеспечения безопасной и бесперебойной по дорожным условиям перевозки по ним пассажиров и грузов; совершенствование и развитие инфраструктуры, материально-технической базы, внедрение перспективных технологий и стандартов, необходимых для осуществления дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования Республики Хакасия. Согласно п.п.86, 87 Перечня автомобильных дорог общего пользования РХ, утвержденного Постановлением Правительства РХ от 17.11.2006 г. № 310, автомобильные дороги «***» (идентификационный номер ***) и «***» (идентификационный номер ***) относятся к автомобильным дорогам межмуниципального значения. Пунктом 1, 2 ст.11 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности. Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства - на исполнителя работ. В силу п.1,2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Пунктом 4.6.1. "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221) предусмотрено, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.. Из письма директора государственного казенного учреждения ... "***" от *** *** следует, что на автомобильных дорогах межмуниципального значения «***» на участке «***» ... отсутствует стационарное электрическое освещение и тротуары. На автомобильной дороге «***» на участке «***» ... отсутствует организация включения стационарного электрического освещения, отсутствуют тротуары. Как следует из материалов дела, комиссией, состоящей из представителей администрации *** сельсовета и администрации *** сельсовета, госинспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД Росси «***», составлен акт обследования обустройства автомобильных дорог согласно которого, на автомобильных дорогах межмуниципального значения «***» отсутствует стационарное электрическое освещение и тротуары. На автомобильной дороге «***» ... отсутствует организация включения стационарного электрического освещения, отсутствуют тротуары, что не соответствует техническим нормам. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом главы *** сельсовета от *** ***, ответом на запрос начальника ОГИБДД МО МВД России «***». Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд находит исковых требований прокурора подлежащими удовлетворению, поскольку ответчик, является лицом, ответственным за содержание и ремонт указанных межмуниципальных дорог. Факт нарушений действующего законодательства, создающих опасность при автомобильном движении и движении пешеходов, подтверждается представленными доказательствами. Спорные участки дороги, относятся к дорогам межмуниципального значения, следовательно, находятся в ведении государственного казенного учреждения ... "***". Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, следовательно, охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, являются первоочередной задачей в правовом регулировании и прямой обязанностью государства. В связи с тем, что безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, пользующихся указанными дорогами прокурор вправе обратиться в суд с указанными исковыми требованиями. При таки обстоятельствах, исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению ... «***» об обязании утвердить проект организации дорожного движения автомобильной дороги, устройства стационарного электрического освещения дороги, тротуаров, их освещение в темное время суток подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать государственное казенное учреждение ... «***» разработать и утвердить проект организации дорожного движения автомобильной дороги межмуниципального значения «***» в соответствии с действующим законодательством в срок до ***. Обязать государственное казенное учреждение ... «***» на автомобильной дороге «***» на участке «***» ... установить стационарное электрическое освещение и тротуары в срок до ***. Обязать государственное казенное учреждение ... «***» на автомобильной дороге «***» на участке «***» ... организовать включение наружных осветительных установок (стационарного электрического освещения) в темное время суток в срок до ***, в срок до *** установить тротуары. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через Усть-Абаканский районный суд. Председательствующий: Н.В. Буганова Мотивированное решение изготовлено 02 мая 2012 года. Судья: Н.В. Буганова