РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п.г.т. Усть-Абакан 16 апреля 2012 года Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Бугановой Н.В., при секретаре Пивкиной Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования *** сельсовета об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог и дорожных сооружений в границах населенных пунктов поселения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Абаканского района (далее - Прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования *** сельсовета об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог и дорожных сооружений в границах населенных пунктов поселения, а именно произвести паспортизацию автомобильных дорог и дорожных сооружений общего и не общего пользования, отсутствие технического паспорта на которую было выявлено в результате проведенной проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В обоснование иска прокурор ссылается на п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст.6, 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", ст.210 ГК РФ указывая, что паспортизация автомобильных дорог, относящихся к собственности поселения, должна проводиться администрацией муниципального образования в целях получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог, реконструкции, ремонта и содержания, что обеспечит безопасность дорожного движения в интересах граждан, проживающих на территории поселения. В судебном заседании заместитель прокурора Усть-Абаканского района Стонт Д.Л. исковые требования поддержал, приведя в обоснование изложенные в заявлении обстоятельства. Представитель ответчика - администрации муниципального образования *** сельсовета глава администрации Сергеев Н.Н. суду показал, что с исковыми требованиями прокурора он не согласен, поскольку средств в бюджете поселения на осуществления паспортизации дорог нет. Представитель третьего лица не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора - МО МВД РФ «***» Тропин д.В. показал, что с исковыми требованиями прокурора он согласен, поскольку паспортизация автомобильных дорог и дорожных сооружений предусмотрена Федеральным законодательством, обеспечит безопасность дорожного движения в интересах граждан, проживающих на территории поселения. Выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу. В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. В силу п. 5 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.10 Устава муниципального образования *** сельсовета, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной прокуратурой Усть-Абаканского района проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования *** сельсовета выявлено нарушение - отсутствие технического паспорта на автомобильные дороги и дорожные сооружения в границах населенных пунктов поселения. Из ответа главы администрации муниципального образования *** сельсовета N ... от *** следует, что технические паспорта на автомобильные дороги поселения отсутствуют и никогда не изготовлялись. Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83). Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов. Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учитывая, что автомобильные дороги и дорожные сооружения являются автомобильными дорогами местного значения и расположены в границах населенных пунктов муниципального образования *** сельсовета, суд приходит к выводу о том, что их паспортизацию должен осуществлять ответчик. Технический паспорт автомобильной дороги должен содержать настоящее техническое состояние дороги, ее качественные показатели для обеспечения безопасности участников дорожного движения, а также рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дороги. Технический паспорт автомобильной дороги, предлагаемый типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН-1-83), позволяет определить фактическое состояние дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения, в полной мере обеспечивает государственный учет автомобильных дорог, который осуществляется для организации и проведения работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следовательно, охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, являются первоочередной задачей в правовом регулировании и прямой обязанностью государства. В связи с тем, что безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, прокурор вправе обратиться в суд с указанными исковыми требованиями. Доводы ответчика не содержат правовых оснований, по существу сводятся к отсутствию бюджетных средств на разработку и утверждение паспортов автомобильных дорог и дорожных сооружений в границах населенных пунктов поселения, однако данные доводы не могут служить основанием для отказа в иске. При таки обстоятельствах, исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования *** сельсовета об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог и дорожных сооружений в границах населенных пунктов поселения подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования *** сельсовета в срок до *** провести паспортизацию автомобильных дорог и дорожных сооружений общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог и дорожных сооружений федерального, регионального, межмуниципального значения, частных автомобильных дорог и дорожных сооружений. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через Усть-Абаканский районный суд. Председательствующий: Н.В. Буганова Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2012 года. Судья: Н.В. Буганова