Решение по гражданскому делу № 2-486/2012 о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда (Решение не вступило в законную силу)



РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан                                                                                        27 июня 2012 года

                                                                                                           

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Дергуновой Е.В.

при секретаре Меркушевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стройновой А.Д. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «***» о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, -

УСТАНОВИЛ:

Стройнова А.Д. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «*** (далее - МБОУ «***») о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что она на основании трудового договора работает в МБОУ «***» в должности ***. Заработная плата, полученная ею за *** года без учета районного коэффициента к заработной плате и надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, составляет менее минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ). Спорные выплаты включаются работодателем в заработную плату. Полагает, что работодателем неверно производится начисление заработной платы, размер которой должен быть определен не менее МРОТ с последующим начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири. Ее месячная заработная плата, при условии, если она полностью отработала за этот период норму рабочего времени и выполнила нормы труда (трудовые обязанности), должна составлять не менее ***. Таким образом, недополученная ею заработная плата за период с *** года включительно составляет ***. Кроме того, нарушение ее права на получение соответствующего вознаграждения за труд повлекло причинение ей морального вреда. В связи с чем, просит суд возложить на МБОУ «***» обязанность со дня вступления решения в законную силу установить ей размер заработной платы не менее МРОТ без учета районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, взыскать с МБОУ «***» в ее пользу недополученную заработную плату в размере ***, компенсацию морального вреда в размере *** рублей.

В судебном заседании истец Стройнова А.Д. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, в обоснование привела обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - МБОУ «***» Жилинская Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать, пояснив, что районный коэффициент к заработной плате и процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, являются составной частью заработной платы, включаются в нее, а не являются доплатами сверх заработной платы. В случае, если судом исковые требования Стройновой А.Д. будут признаны законными и обоснованными, просила принять во внимание, что срок исковой давности по требованиям о взыскании недополученной Стройновой А.Д. заработной платы за *** года пропущен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно названной статье оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 данного Кодекса месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1. Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В силу ст. 148 указанного Кодекса оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исходя из положений ст. 313 данного Кодекса государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (см. текст в предыдущей редакции)

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Согласно ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

При этом, статьей 316 настоящего Кодекса определен порядок установления размеров районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 1992 года № 933 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории ...» на территории ... установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3, за исключением предприятий, организаций и учреждений, где районный коэффициент установлен в больших размерах.

В разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденном Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года № 49, указано, что на территории ..., относящейся к южным районам Восточной Сибири, применяется 30-процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока.

Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

В силу положений главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент к заработной плате, надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее МРОТ, установленного Федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данный вывод подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной по конкретным делам (Определение от 24 июня 2011 года № 52-В11-1, Определение от 07 октября 2011 года № 3-В11-1), а также следует из системного толкования ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку при разработке системы оплаты труда не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Стройнова А.Д. на основании трудового договора работает МБОУ «***» в должности ***.

Согласно штатному расписанию МБОУ «***» на ***, а также дополнительному соглашению *** от *** к трудовому договору базовый оклад Стройновой А.Д. составляет ***.

Кроме того, истцу установлены выплаты социального характера, в частности, районный коэффициент к заработной плате в размере 30 %, надбавка к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, в размере 30 %.

Вместе с тем, из анализа расчетных листков Стройновой А.Д. следует, что заработная плата данного работника за *** года без учета районного коэффициента к заработной плате и надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, составляет менее МРОТ.

Согласно нормам трудового законодательства указанные выплаты являются составляющими заработной платы, однако они имеют компенсационный характер и должны начисляться на заработную плату, определенную в размере не менее МРОТ.

Однако спорные выплаты учтены работодателем при выплате Стройновой А.Д. заработной платы в размере МРОТ.

Допущенные МБОУ «***» нарушения повлекли грубоенарушениеправ Стройновой А.Д., в связи с чем, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных истцом требований.

С учетом изложенного, заработная плата Стройновой А.Д. должна составлять не менее: *** + (30% х ***) + (30% х ***) = *** в месяц, при условии, если она полностью отработала за этот период норму рабочего времени и выполнила нормы труда (трудовые обязанности).

Довод представителя ответчика Жилинской Е.А. о том, что районный коэффициент к заработной плате и процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, включаются в заработную плату, а не являются доначислением сверх минимальной заработной платы, основан на неправильном толковании норм трудового законодательства.

Учитывая, что в соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, срок исковой давности по требованиям о взыскании недополученной Стройновой А.Д. заработной платы за *** года пропущен, поскольку заработная плата за *** года получена: *** (аванс), ***, ***, то есть срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора - с *** по ***, тогда как исковое заявление Стройновой А.Д. поступило в суд ***.

Так как уважительных причин пропуска срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, истцом не представлено, исковые требования Стройновой А.Д. в части взыскания с МБОУ «***» в ее пользу недополученной заработной платы за *** года удовлетворению не подлежат.

Недополученная Стройновой А.Д. заработная плата, подлежащая взысканию с МБОУ «***», составила:

***

***

***

***

***

***

всего - ***

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Таким образом, достаточным основанием для удовлетворения требования о компенсации морального вреда является установление факта неправомерных действий ответчика. Подобные действия ответчика, выразившиеся в неверном начислении заработной платы, повлекшие нарушение права Стройновой А.Д. на получение соответствующего вознаграждения за труд, судом установлены.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости, и составляет, по мнению суда, *** рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 600 рублей подлежат взысканию с ответчика, так как в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «***» обязанность со дня вступления решения в законную силу установить Стройновой А.Д. размер заработной платы не менее минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «***» в пользу Стройновой А.Д. недополученную заработную плату в размере ***, компенсацию морального вреда в размере ***.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «***» государственную пошлину в размере *** рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий:                                                            Е.В. Дергунова