п.г.т. Усть-Абакан 13 июля 2012 года Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Бугановой Н.В., с участием помощника прокурора Усть-Абаканского района Брагиной А.А., при секретаре Пивкиной Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Абаканского района в интересах Малуновой О.В. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «***» о взыскании недополученной заработной платы и об обязании установить заработную плату не менее минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентной надбавки, - УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Абаканского района в интересах Малуновой О.В. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Усть***» (далее - МБУЗ «***») о взыскании недополученной заработной платы и об обязании установить заработную плату не менее минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и северной надбавки, мотивируя требования тем, что в связи с коллективным обращением работников МБУЗ «***» прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства данным учреждением. В ходе проверки установлено, что Малунова О.В. с *** на основании трудового договора работает в МБУЗ «***» в должности ***. Заработная плата истца за *** года без учета районного коэффициента к заработной плате и надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, составляет менее минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ). Спорные выплаты включаются работодателем в заработную плату Малуновой О.В. Полагает, что работодателем неверно производится начисление заработной платы, размер которой должен быть определен не менее МРОТ с последующим начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири. Месячная заработная плата Малуновой О.В., при условии, если она полностью отработала за этот период норму рабочего времени и выполнила нормы труда (трудовые обязанности), должна составлять не менее ***. Таким образом, недополученная Малуновой О.В. заработная плата за период с *** включительно составляет ***. Просит суд взыскать с МБУЗ «***» в пользу Малуновой О.В. недополученную заработную плату за ***. в размере ***, обязать МБУЗ «***» со дня вступления решения в законную силу установить Малуновой О.В. заработную плату не менее МРОТ без учета районного коэффициента и процентной надбавки. В судебном заседании помощник прокурора Усть-Абаканского района Брагина А.А., поскольку прокурор Усть-Абаканского района уточнил исковые требования, просила суд взыскать с МБУЗ «***» в пользу Малуновой О.В. недополученную заработную плату за ***. в размере ***, возложить на МБУЗ «***» обязанность со дня вступления решения в законную силу установить Малуновой О.В. размер заработной платы не менее МРОТ без учета районного коэффициента и процентной надбавки. Малунова О.В. уведомленная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в суд не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, обратилась с заявлением о рассмотрении иска в ее отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика - МБУЗ «***» Валиулина И.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать, пояснив, что районный коэффициент к заработной плате и процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, являются составной частью заработной платы, включаются в нее, а не являются доплатами сверх заработной платы. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37). Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно названной статье оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В соответствии с ч. 3 ст. 133 данного Кодекса месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1. Трудового кодекса Российской Федерации). Статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. В силу ст. 148 указанного Кодекса оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Исходя из положений ст. 313 данного Кодекса государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (см. текст в предыдущей редакции) Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей. Согласно ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. При этом, статьей 316 настоящего Кодекса определен порядок установления размеров районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 1992 года № 933 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия» на территории Республики Хакасия установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3, за исключением предприятий, организаций и учреждений, где районный коэффициент установлен в больших размерах. В разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденном Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года № 49, указано, что на территории Республики Хакасия, относящейся к южным районам Восточной Сибири, применяется 30-процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока. Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В силу положений главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент к заработной плате, надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее МРОТ, установленного Федеральным законом на всей территории Российской Федерации. При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Данный вывод подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной по конкретным делам (Определение от 24 июня 2011 года № 52-В11-1, Определение от 07 октября 2011 года № 3-В11-1), а также следует из системного толкования ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку при разработке системы оплаты труда не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Малунова О.В. с *** на основании трудового договора работает в МБУЗ «Усть***» в должности ***. Согласно тарификационному списку работников МБУЗ «***» от ***, утвержденному главным врачом МБУЗ «***», размер должностного оклада Малуновой О.В. составляет ***. Кроме того, истцу установлены выплаты социального характера, в частности, районный коэффициент к заработной плате в размере 30 %, надбавка к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, в размере 30 %. Вместе с тем, из анализа расчетных листков Малуновой О.В. следует, что заработная плата данного работника за *** года без учета районного коэффициента к заработной плате и надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, составляет менее МРОТ. Согласно нормам трудового законодательства указанные выплаты являются составляющими заработной платы, однако они имеют компенсационный характер и должны начисляться на заработную плату, определенную в размере не менее МРОТ. Однако спорные выплаты учтены работодателем при выплате Малуновой О.В. заработной платы в размере МРОТ. Допущенные МБУЗ «***» нарушения повлекли грубоенарушениеправ Малуновой О.В., в связи чем, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором Усть-Абаканского района исковых требований. С учетом изложенного, заработная плата Малуновой О.В. должна составлять не менее: *** в месяц, при условии, если она полностью отработала за этот период норму рабочего времени и выполнила нормы труда (трудовые обязанности). Довод представителя ответчика Валиулиной И.Г. о том, что районный коэффициент к заработной плате и процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, включаются в заработную плату, а не являются доначислением сверх минимальной заработной платы, основан на неправильном толковании норм трудового законодательства. Недополученная Малуновой О.В. заработная плата, подлежащая взысканию с МБУЗ «***», составила: *** ***; всего - ***. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины в размере *** рублей подлежат взысканию с ответчика, так как в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от ее уплаты. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «***» в пользу Малуновой О.В. недополученную заработную плату за *** в размере *** Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «***» со дня вступления решения в законную силу установить Малуновой О.В. заработную плату не менее минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири. Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «***» государственную пошлину в размере *** рублей в доход местного бюджета. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд. Председательствующий: Н.В. Буганова Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2012 года Судья: Н.В. Буганова