Дело № 2-676/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п.г.т. Усть-Абакан, Республики Хакасия 22 августа 2012 года Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Борец С.М., при секретаре Лобановой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям прокурора Усть-Абаканского района о признании решения Совета депутатов *** от *** *** «О внесении дополнений в приложения к решению Совета депутатов муниципального образования *** от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования *** на *** г.» и решения Совета депутатов *** от *** *** «О внесении дополнений в приложения к решению Совета депутатов муниципального образования *** от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования *** на *** г.» противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, Прокурор Усть-Абаканского района обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов *** от *** *** «О внесении дополнений в приложения к решению Совета депутатов муниципального образования *** от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования *** на *** г.» (далее - решение ***) противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, мотивируя свои требования тем, что коэффициенты вида разрешенного использования для указанной категории земельных участков в зависимости от видов разрешенного использования с размером *** определены без учёта экономического обоснования, что противоречит федеральному законодательству и согласно п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, имеет коррупциогенный фактор. В решении отсутствуют условия и основания для его принятия о применении с целью расчета арендной платы, что носит коррупциогенный фактор. Применение решения с коэффициентом вида разрешенного использования (Кви ***) для расчета арендной платы за аренду земельных участков одного вида разрешенного использования исходя из их площади (свыше 1000 кв.м. или 5000 кв.м.), но без учета видов использования земельных участков в зависимости от размещенных на них объектах, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является негативным последствием. Кроме того, прокурор Усть-Абаканского района обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов муниципального образования *** от *** *** «О внесении дополнений в приложения к решению Совета депутатов муниципального образования *** от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования *** на ***.» (далее - решение ***) противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, мотивируя свои требования тем, что коэффициенты вида разрешенного использования для категории земельных участков в зависимости от видов разрешенного использования с размерами *** определены без учёта экономического обоснования, следовательно, принятие решения противоречит федеральному законодательству и согласно п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, имеет коррупциогенный фактор. В решении отсутствуют условия и основания для его принятия о применении с целью расчета арендной платы, что носит коррупциогенный фактор. Применение решения с коэффициентом вида разрешённого использования (Кви ***) для расчета арендной платы за аренду земельных участков одного вида разрешенного использования исходя из их площади (свыше ***.), но без учета видов использования земельных участков в зависимости от размещенных на них объектах могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является негативным последствием. Определением Усть-Абаканского районного суда от *** гражданские дела объединены в одно производство. В судебном заседании заместитель прокурора Стонт Д.Л. заявленные требования поддержал по тем же основаниям, просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования *** от *** *** «О внесении дополнений в приложения к решению Совета депутатов муниципального образования *** от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования *** на *** г.» и решение Совета депутатов муниципального образования *** от *** *** «О внесении дополнений в приложения к решению Совета депутатов муниципального образования *** от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования *** на *** г.». Определением суда от *** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён - Глава *** Р. В судебном заседании представитель Совета депутатов *** района Тодозаков В.П., действующий на основании доверенности от ***, являющийся так же представителем заинтересованного лица - Главы ***, на основании доверенности от ***, требования прокурора Усть-Абаканского района признал, суду пояснил, что действительно в спорных решениях коэффициенты вида разрешенного использования для указанной категории земельных участков определены без учёта экономического обоснования. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему. В соответствии пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; земельное законодательство. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Согласно п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Одним из таких принципов является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования. Из правового анализа федерального законодательства следует, что ставки арендной платы могут быть дифференцированы по критериям, влияющим на доходность земельного участка. Такими критериями согласно названному выше Постановлению Правительства РФ являются категория земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В силу ч.2 ст.253 ГПК РФ, суд признает нормативный правовой акт недействующим, если установит, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Как установлено в ходе рассмотрения дела и видно из представленных доказательств, пунктом 1 решения Совета депутатов муниципального образования *** район от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования *** на ***.» утверждены: коэффициенты вида разрешенного использования для категории земель населенных пунктов на 2011 год Решением Совета депутатов *** от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования *** на *** г.» ( опубликовано в газете « ***» от *** ***) коэффициенты вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования *** пролонгированы на *** год на уровне *** года. Решением *** внесены дополнения в приложения к решению Совета депутатов муниципального образования *** от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования *** на *** г.», следующего содержания: - п. 5 приложения *** дополнить строкой следующего содержания: «земельные участки, площадь которых превышает 1000 кв. м, с коэффициентом вида разрешенного использования, равным ***»; - п. 9 приложения *** дополнить строкой следующего содержание «земельные участки, площадь которых превышает 1000 кв. м, с коэффициентов вида разрешенного использования, равным ***»; - п. 3 приложения *** дополнить строкой следующего содержания «земельные участки, площадь которых превышает 5000 кв. м, с коэффициентом вида разрешенного использования, равным ***». Данное решение опубликовано в районной газете «***» *** от *** Решением *** внесены дополнения в приложения к решению Совета депутатов муниципального образования *** от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования *** на *** г.», следующего содержания: - п. 9 приложения *** дополнить строкой следующего содержания: «земельные участки, площадь которых превышает 30000 кв. м, с коэффициентом вида разрешенного использования, равным ***». Решение *** опубликовано в районной газете «***» *** от ***, *** от *** (поправка). Установление значения коэффициента, учитывающего площадь земельного участка, применяемого при определении размера арендной платы за использование земельного участка, противоречит установленному федеральным законодательством (Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582) принципу экономической обоснованности определения арендной платы. Площадь земельного участка не относится к числу критериев, влияющих на его доходность. Суду не представлены доказательства экономической обоснованности оспариваемых положений нормативных правовых актов. Дифференциацией размера арендной платы в зависимости от площади земельного участка создаются дискриминационные условия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающиеся в установлении различной платы за аренду земельных участков, относящихся к одному виду разрешенного использования, что противоречит федеральному законодательству о защите конкуренции и принципу запрета необоснованных предпочтений, предполагающему, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. В силу ч.2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования *** от *** *** «О внесении дополнений в приложения к решению Совета депутатов муниципального образования *** от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования *** на *** г.». Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования *** от *** *** «О внесении дополнений в приложения к решению Совета депутатов муниципального образования *** от *** *** «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования *** на *** г.». Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд. Председательствующий: С.М. Борец Мотивированно решение составлено и подписано 27 августа 2012 года. Председательствующий: С.М. Борец
(приложение 1); коэффициенты вида разрешенного использования для категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения на *** год (приложение 2): коэффициенты вида разрешенного использования для категории земель сельскохозяйственного назначения на *** год (приложение 3).