Решение по гражданскому делу № 2-598/2012 о взыскании недоначисленной зарплаты и установлении зарплаты не менее МРОТ (Решение не вступило в законную силу)



                                                                                                          Дело № 2-598/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан, Республики Хакасия                                            20 августа 2012 года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Поповой Н.В.,

при секретаре Малыхиной М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах Костояковой Л.В. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «***» о взыскании недоначисленной заработной платы и обязании установить размер заработной платы не менее минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Абаканского района в интересах Костояковой Л.В. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения (далее МБУЗ) «***» о взыскании недоначисленной заработной платы и обязании установить размер заработной платы не менее минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, мотивируя исковые требования тем, что в связи с коллективным обращением работников МБУЗ «***», прокуратурой Усть-Абаканского района была проведена проверка соблюдения трудового законодательства данным учреждением. В ходе проверки установлено, что Костоякова Л.В. работает в МБУЗ «***» в должности ***. Заработная плата Костояковой Л.В. за *** года без учета районного коэффициента к заработной плате и надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, составляет менее минимального размера оплаты труда, что противоречит действующему законодательству. Просил взыскать с ответчика в пользу Костояковой Л.В. недоначисленную заработную плату за *** в общей сумме ***., и обязать ответчика установить размер заработной платы Костояковой Л.В. не менее минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири

В ходе судебного разбирательства прокурор Усть-Абаканского района исковые требования уточнил, просил взыскать с ответчика в пользу Костояковой Л.В. недоначисленную заработную плату за *** в размере ***., и обязать ответчика с момента вступления решения в законную силу установить Костояковой Л.В. размер заработной платы не менее минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентной надбавки.

В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Абаканского района Стонт Д.Л. на уточненных исковых требованиях настаивал, суду пояснил, что заработная плата истца при полностью отработанной норме рабочего времени должна составлять в месяц не менее *** Заработная плата истца за ***. составила ***., недоначисление - ***. Заработная плата истца за ***. составила ***., недоначисление - ***. Просил взыскать недоначисленную заработную плату за *** в общем размере ***., и обязать ответчика с момента вступления решения в законную силу установить Костояковой Л.В. размер заработной платы не менее минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентной надбавки.

Истец Костоякова Л.В. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика МБУЗ «***» Валиулина И.Г., действующая по доверенности, иск не признала, суду пояснила, что районный коэффициент к заработной плате и процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, являются составной частью заработной платы, включаются в нее, а не являются доплатами сверх заработной платы.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (Часть 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Статьями 315 - 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ. Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 1992 года № 933 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия» на территории Республики Хакасия установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3 за исключением предприятий, организаций и учреждений, где районный коэффициент установлен в больших размерах.

В разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденном Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года № 49, указано, что на территории Республики Хакасия, относящейся к южным районам Восточной Сибири, применяется 30-процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока.

Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

В силу положений главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент к заработной плате, надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее МРОТ, установленного Федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данный вывод подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной по конкретным делам (Определение от 24 июня 2011 года № 52-В11-1, Определение от 07 октября 2011 года № 3-В11-1), а также следует из системного толкования ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку при разработке системы оплаты труда не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных климатических условиях.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании трудового договора *** от *** Костоякова Л.В. работает в МБУЗ «***» в должности младшей медсестры по уходу за больными.

Согласно тарификационному списку работников МБУЗ «***», утвержденному главным врачом МБУЗ «***», размер должностного оклада Костояковой Л.В. составляет ***.

Кроме того, Костояковой Л.В. установлены выплаты социального характера, в частности, районный коэффициент к заработной плате в размере 30 %, надбавка к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, в размере 30 %.

Согласно нормам трудового законодательства указанные социальные выплаты являются составляющими заработной платы, однако они имеют компенсационный характер и должны начисляться на заработную плату, определенную в размере не менее МРОТ.

В соответствии с действующим трудовым законодательством заработная плата Костояковой Л.В. должна составлять не менее *** в месяц, при условии, если полностью отработана норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Вместе с тем, из анализа расчетных листков истца Костояковой Л.В. следует, что при полностью отработанной норме рабочего времени начисленная заработная плата Костояковой Л.В. ******.) и *** г. (***.) составляет менее МРОТ без учета районного коэффициента к заработной плате и надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири.

Доводы стороны ответчика о том, что районный коэффициент к заработной плате и процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, включаются в заработную плату, а не являются доначислением сверх минимальной заработной платы, основан на неправильном толковании норм трудового законодательства.

Недоначисленная заработная плата Костояковой Л.В. составляет:

***

***

итого: ***

Недоначисленная заработная плата в общем размере ***. подлежит взысканию с ответчика.

Кроме того, суд обязывает ответчика с момента вступления решения в законную силу установить Костояковой Л.В. размер заработной платы не менее минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири.

Исковые требования подлежат полному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «***» в пользу Костояковой Л.В. недоначисленную заработную плату за *** в общем размере ***.

           Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «***» с момента вступления решения в законную силу установить Костояковой Л.В. размер заработной платы не менее минимального размера оплаты труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «***» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ***.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия с подачей апелляционной жалобы через Усть-Абаканский районный суд в месячный срок, с момента его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                     Н.В. Попова

Мотивированное решение составлено и подписано 25.08.2012 года.

Судья:                                                                                   Н.В. Попова