РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п.г.т. Усть-Абакан 24марта 2011 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Дергуновой Е.В.
с участием помощника прокурора Усть-Абаканского района Анисимовой Н.В.,
при секретаре Варовиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах Фотиной Н.В., Фотина Е.В. к администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет об обязании вне очереди предоставить по договору социального найма взамен ветхого и аварийного жилья благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, -
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района в интересах Фотиной Н.В., Фотина Е.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет об обязании вне очереди предоставить по договору социального найма взамен ветхого и аварийного жилья Фотиной Н.В., Фотину Е.В. благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории муниципального образования Усть-Абаканский поссовет, пригодное для проживания, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям, площадью не менее ***** кв.м., мотивируя тем, что прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка по коллективной жалобе жильцов ***** ***** на бездействие органов местного самоуправления муниципального образования Усть-Абаканский поссовет по переселению заявителей из аварийных жилых помещений, в ходе которой установлено, что согласно договору социального найма жилого помещения от ***** администрация муниципального образования Усть-Абаканский поссовет (наймодатель) передала Фотиной Н.В. (наниматель) и члену ее семьи, Фотину Е.В., в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью ***** кв.м., расположенное по адресу: ***** ***** *****, для проживания в нем. В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет от ***** ***** многоквартирный жилой ***** ***** признан аварийным, непригодным для проживания. По информации от 09 февраля 2011 года, представленной администрацией муниципального образования Усть-Абаканский поссовет, 04 февраля 2011 года в Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия подана предварительная заявка для формирования региональной адресной программы по переселению жителей из аварийного жилья. В связи с этим переселение жильцов из вышеуказанного дома будет возможным только после реализации данной программы. Многоквартирный жилой ***** ***** входит в жилищный фонд муниципального образования Усть-Абаканский поссовет, ********** указанного дома являются муниципальной собственностью. На основании изложенного, просит обязать администрацию муниципального образования Усть-Абаканский поссовет вне очереди предоставить по договору социального найма взамен ветхого и аварийного жилья Фотиной Н.В., Фотину Е.В. благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории муниципального образования Усть-Абаканский поссовет, пригодное для проживания, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям, площадью не менее 52 кв.м..
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Абаканского района Анисимова Н.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, обязать администрацию муниципального образования Усть-Абаканский поссовет вне очереди предоставить по договору социального найма взамен ветхого и аварийного жилья Фотиной Н.В., Фотину Е.В. благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории муниципального образования Усть-Абаканский поссовет, пригодное для проживания, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям, площадью не менее 52 кв.м., приведя доводы, изложенные в заявлении.
Истец Фотина Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет Смирнова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать, пояснив, что в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и неподлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, однако, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, а именно, считает, что Фотина Н.В. и Фотин Е.В. должны быть признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, однако, указанные требования не соблюдены.
Истец Фотин Е.В. в судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом был уведомлен о времени и месте судебного заседания, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем суд считает возможным в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца Фотина Е.В..
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшей иск удовлетворить, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 215 ГК РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На основании п. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Разделом 2 названного Положения определяются требования, которым должно отвечать жилое помещение. В частности, формулируются требования к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения (п. 10), обустройству и оборудованию жилого помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 11), инженерным системам (п. 12 - 14). Положением предусматривается, что жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем (п. 16); доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта (п. 17); размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается (п. 23); размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается (оборудование уборной, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней возможно в квартирах, расположенных в двух уровнях) (п. 24).
В Положении содержатся также требования к объемно-планировочным решениям жилых помещений (п. 20), инсоляции (п. 21), высоте помещений (п. 22), напряженности электрического поля, индукции магнитного поля (п. 30).
Таким образом, действующим законодательством установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе предоставляемое по договору социального найма.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения предоставляются вне очереди по договору социального найма.
В пункте 3 статьи 85 ЖК РФ определено, что в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
При этом, в соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Таким образом, лицом, обязанным предоставить гражданам, выселяемым из признанного непригодным для проживания жилого помещения, вне очереди другое жилое помещение по договору социального найма, является наймодатель.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Как видно из материалов дела, ***** между администрацией муниципального образования Усть-Абаканский поссовет (Наймодатель) и Фотиной Н.В. (Наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которому Наймодатель передал Нанимателю и членам его семьи, а именно, Фотину Е.В., в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью ***** кв.м., расположенное по адресу: ***** для проживания в нем.
Согласно постановлению главы муниципального образования Усть-Абаканский поссовет от ***** *****-п «О признании многоквартирных домов муниципального образования Усть-Абаканский поссовет аварийными, непригодными для проживания» многоквартирный жилой ***** ***** признан непригодным для проживания.
На основании сообщения главы муниципального образования Усть-Абаканский поссовет жилой ***** ***** входит в жилищный фонд муниципального образования Усть-Абаканский поссовет. Квартиры ***** находятся в муниципальной собственности.
По информации главы муниципального образования Усть-Абаканский поссовет 04 февраля 2011 года подана предварительная заявка в Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия для формирования региональной адресной программы по переселению жителей из аварийного жилья. Переселение жильцов из ***** ***** будет возможным только после реализации данной программы.
Таким образом, как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Фотина Н.В. и Фотин Е.В. проживают на территории муниципального образования Усть-Абаканский поссовет в ***** *****, в доме который признан аварийным, непригодным для постоянного проживания.
В силу изложенного, суд считает, что Фотиной Н.В., Фотину Е.В. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди по договору социального найма.
Доводы представителя ответчика об обязательной постановке Фотиных на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для внеочередного предоставления жилья взамен аварийного, являются несостоятельными, поскольку из норм жилищного законодательства не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд по обращению граждан о защите их нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном или муниципальном жилищных фондах.
На основании изложенного, суд считает исковые требования прокурора Усть-Абаканского района законными, основанными и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах Фотиной Н.В., Фотина Е.В. к администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет об обязании вне очереди предоставить по договору социального найма взамен ветхого и аварийного жилья благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Усть-Абаканский поссовет вне очереди предоставить по договору социального найма взамен ветхого и аварийного жилья Фотиной Н.В., Фотину Е.В. благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории муниципального образования Усть-Абаканский поссовет, пригодное для проживания, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям, площадью не менее ***** кв.м..
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в десятидневный срок со дня объявления через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий: Е.В. Дергунова