Решение по гражданскому делу № 2-175/2011 О признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Московский сельсовет



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Усть-Абакан «22» марта 2011 года

дело № 2-175/2011

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Музалевского В.А.

при секретаре Пивкиной Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации муниципального образования Московский сельсовет незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Абаканского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации муниципального образования Московский сельсовет незаконным, заявленные требования мотивируя тем, что гидротехническое сооружение: дамба на Красноярском водохранилище, восточная окраина аала Мохов является бесхозяйным, не закреплено за определенным собственником. Состояние сооружения аварийное, оно представляет угрозу для населения, поскольку может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций. Бездействие Администрации выражается в не обращении в регистрирующий орган с заявлением о постановке названного гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйного. Одновременно с признанием бездействия незаконным прокурор просил возложить на Администрацию МО Московский сельсовет обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке названного гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйного в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Республики Хакасия, Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район, Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление по гражданской обороне, чрезвычайных ситуациях и пожарной безопасности Республики Хакасия.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Абаканского района Анисимова Н.В. заявленные требования поддержала по вышеизложенным основаниям.

Представитель Администрации МО Московский сельсовет, Администрации МО Усть-Абаканский район Чуркин А.В. против удовлетворения заявленных требований возражал, суду пояснили, что бездействия со стороны Администрации муниципального образования Московский сельсовет не допущено, поскольку дамба в районе аала Мохов не представляет угрозы для населения и не имеет социально-хозяйственного значения. На основании акта проверки Енисейского управления Ростехнадзора по Республике Хакасия указанное гидротехническое сооружение подлежит исключению из Российского регистра гидротехнических сооружений и Перечня поднадзорных Ростехнадзору бесхозяйных гидротехнических сооружений. Кроме того, полагает, что поскольку дамба расположена в границах земельного участка, переданного в аренду МУП «Пригорск», последнее вправе самостоятельно обратиться в суд в случае нарушения его прав, при этом действующим законодательством прокурору не предоставлено право выступать в защиту юридических лиц.

Представитель Правительства Республики Хакасия Занковец Ю.В., действующая на основании доверенности от ***, против удовлетворения требований прокурора Усть-Абаканского района не возражала, суду пояснила, что бесхозяйное гидротехническое сооружение-дамба на Красноярском водохранилище, восточная окраина а. Мохов, расположено в административных границах муниципального образования Московский сельсовет, следовательно, бездействие Администрации муниципального образования Московский сельсовет в части не обращения в регистрирующий орган с заявлением о постановке гидротехнического сооружения на учёт как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ.

Представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Республике Хакасия Гараев С.А., действующий на основании доверенности от ***, против удовлетворения требований прокурора Усть-Абаканского района возражал, пояснив суду, что дамба на Красноярском водохранилище, восточная окраина а. Мохов на основании акта Енисейского управления Ростехнадзора от 11 марта 2011 года была исключена из Реестра гидротехнических сооружений Республики Хакасия и Перечня бесхозяйных гидротехнических сооружений, поднадзорных Ростехнадзору по контролю и надзору за безопасностью гидротехнических сооружений.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в настоящее время дамба не выполняет функций по защите от волнового воздействия Красноярского водохранилища, не имеет социальной и хозяйственной значимости, просил в удовлетворении требований прокурора Усть-Абаканского района отказать.

Представитель заинтересованного лица Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о дне и месте его проведения, доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении заседания суду не представил.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле считает возможным рассмотреть дело без участия представителя Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как следует из материалов дела, основанием для обращения прокурора в суд с настоящим заявлением, послужила проверка бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории Усть-Абаканского района, проведенная Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с 16 декабря 2009 года по 17 декабря 2009 года, в ходе которой было установлено, что дамба на Красноярском водохранилище, восточная окраина аала Мохов является бесхозяйным, находится в аварийном состоянии, имеет социально-хозяйственную значимость, о чем составлен акт (л.д. 9-17).

В обоснование своих доводов прокурор ссылается на то, что бездействие администрации муниципального образования может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций.

При этом, правоотношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, установление обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, регламентируются положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее-Закон) и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Федерального закона № 117-ФЗ настоящий закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Согласно ст. 3 Закона гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В силу ст.7 Закона гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений, который формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «а» п.2 Постановления Правительства РФ от 23.05.1998 N 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений» Российский регистр гидротехнических сооружений формируется и ведется в целях государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений.

По смыслу совокупности вышеперечисленных норм права сооружение для наделения его статусом гидротехнического сооружения должно соответствовать ряду критериев, а именно: быть зарегистрированным в Российском регистре гидротехнических сооружений, предназначенным для использования водных ресурсов (хозяйственная функция) и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, повреждения которого могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации (защитная функция).

В соответствии с п.1.1. Положения о бассейновых водных управлениях Федерального агентства водных ресурсов», утвержденного приказом Росводресурсов от 02.09.2004 N 8 Енисейское бассейновое водное управление (далее - Управление) является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, в том числе не территории Республики Хакасия, где расположены отделы водных ресурсов, являющиеся структурными подразделениями Управления.

Согласно п. 2.7. указанного Положения к числу основных функций Управления относится, в том числе, ведение Российского регистра гидротехнических сооружений.

Из имеющегося в материалах дела сообщения и.о. начальника Территориального отдела водных ресурсов по Республике Хакасия Енисейского бассейнового водного управления следует, что сведений о дамбе на Красноярском водохранилище, восточная окраина а. Мохов Усть-Абаканского района в Российском регистре гидротехнических сооружений не имеется.

В соответствии со ст. 6 Закона государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление функций надзора за безопасностью гидротехнических сооружений

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.10.1997 N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляется: Федеральной службой по надзору в сфере транспорта - в отношении судоходных гидротехнических сооружений; Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении остальных гидротехнических сооружений (за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления).

Поскольку дамба на Красноярском водохранилище, восточная окраина а. Мохов Усть-Абаканского района Республики Хакасия к числу судоходных гидротехнических сооружений не относится, и полномочия по осуществлению надзора за ней органам местного самоуправления не переданы, надзор за осуществлением дамбы осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, её должностными лицами и территориальными органами.

Согласно акту проверки Енисейского управления Ростехнадзора от 11 марта 2011 года по результатам выездной внеплановой проверки бесхозяйных гидротехнических сооружений дамба на Красноярском водохранилище, восточная окраина а. Мохов не имеет социально-хозяйственную значимость и возможно исключение из Реестра гидротехнических сооружений Республики Хакасия и Перечня бесхозяйных гидротехнических сооружений, поднадзорных Ростехнадзору по контролю и надзору за безопасностью ГТС.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у дамбы на Красноярском водохранилище, восточная окраина а. Мохов Усть-Абаканского района статуса гидротехнического сооружения ввиду несоответствия вышеперечисленным критериям, предъявляемым к данным сооружениям.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что отражено и в п. 8 Устава муниципального образования Московский сельсовет.

Согласно п.6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения, и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника (утв. постановлением Правительства РФ № 237 от 27 февраля 1999 года) при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Поскольку из пояснений представителя Управления МЧС России по Республике Хакасия следует, что дамба не может служить защитным сооружением, суд соглашается с доводом представителя Администрации МО Московский сельский совет о нецелесообразности постановке на учет указанной дамбы в качестве бесхозяйного имущества.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что в нарушение ст. 56 ГК РФ, прокурором суду не представлено доказательств незаконного бездействия со стороны Администрации муниципального образования Московский сельсовет.

Таким образом, заявление прокурора Усть-Абаканского района удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления прокурора Усть-Абаканского района о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Московский сельсовет отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения, через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий: В.А. Музалевский

Мотивированное решение изготовлено и подписано 25 марта 2011 года.

Председательствующий: В.А. Музалевский