РЕШЕНИЕ п.г.т. Усть-Абакан 03 февраля 2012 года Судья Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия Попова Н.В., при секретаре Малыхиной М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела в отношении должностного лица - Главы Администрации *** сельского совета Алимова А.Н., ..., привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, по жалобе Алимова А.Н. на постановление об административной ответственности от ***, вынесенное начальником отдела Управления Россельхознадзора по ..., УСТАНОВИЛ: Постановлением начальником отдела Управления Россельхознадзора по ... от *** Глава Администрации *** сельского совета Алимов А.Н. привлечён к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере *** руб. за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель. Административным органом установлено следующее. *** в 10 ч. 30 мин. Управлением Россельхознадзора по ... проведено обследование земель сельскохозяйственного назначения на территории администрации *** сельский совет. В ходе проведения проверки установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу ... и на земельном участке, расположенном по адресу ..., с левой стороны в *** км от дороги в границах ... расположены несанкционированные свалки отходов производства и потребления площадью 5 га и 0,1 га. Основными видами отходов являются: стеклянный - бой, пластмассовая тара, золошлаки от сжигания углей, древесные отходы, полиэтиленовая тара, бытовой мусор, строительный мусор, отходы бумаги и картона, прочие отходы. Указанное свидетельствует о том, что на территории *** сельсовет сбор и вывоз мусора должным образом не организован, в связи с чем происходит захламление земель сельскохозяйственного назначения отходами, оказывающими негативное воздействие на их качественное состояние. Согласно п. 26 ст. 41 Устава администрации *** сельский совет от ***, полномочиями главы является работа по формированию и организации работы администрации поселения. Также, согласно п.18 ст. 9 Устава вопросом местного значения поселения является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, главой *** сельский совет А.Н. Алимовым нарушен п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления». В бездействии А.Н. Алимова имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ в части невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель же предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающее качественное состояние земель. Алимов А.Н. подал жалобу на постановление, в которой указывает, что в ходе проверки не был установлен факт наступления вредных последствий, выраженный в ухудшении качественного состояния земель. Без установления данного факта не возможно установить объективную сторону правонарушения. Россельхознадзор уполномочен проверять земли, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения в то время как проверка проводилась на землях населенных пунктов. Таким образом, должностные лиц Россельхознадзора вышли за пределы своей компетенции. Полагает Россельхознадзор не правильно установил лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на органы местного самоуправления поселений не возложены полномочия по проведению мероприятий по улучшению, защите, земель, и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращении других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Просил постановление отменить и производство по делу прекратить. В судебном заседании Алимов А.Н. и его представитель Чуркин А.В. жалобу поддержал, в обоснование привел вышеуказанные доводы, дополнив, что земли населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения совершенно разные категории земель. Если земли населенных пунктов предназначены для строительства, то на землях сельскохозяйственного назначения строительство запрещено. Земли сельскохозяйственного назначения находятся за пределами населенных пунктов. Соответственно Глава *** сельского совета не уполномочен вести организационно-хозяйственную деятельность вне населенного пункта. Администрация *** сельсовета не уклоняется от обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, но данные мероприятия осуществляются исключительно в границах населенных пунктов, на землях населенных пунктов. Вне границ населенных пунктов на межселенных территориях, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения органы местного самоуправления районов в соответствии с п. 9 ст. 15 ст. 15, Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организуют мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Собственность на земельные участки, на которых находятся бытовые отходы и мусор, не разграничена. Права на данные земельные участки не зарегистрированы, поэтому в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» полномочия собственника по владению и распоряжению этими земельными участками осуществляет администрация .... Администрация *** сельсовета, выполняя законные обязательства, организовала вывоз бытовых отходов и мусора на свалку расположенную в .... В соответствии с п. 14 ст. 15, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления районов отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В рамках своих полномочий Администрация ... выделила под свалку бытовых отходов земельный участок и предоставила его в аренду хозяйствующему субъекту. В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами. Администрация *** сельсовета не является ни собственником, ни владельцем земельного участка, на котором были обнаружены бытовые отходы и мусор. Администрация *** сельсовета бытовые отходы и мусор вывозит на санкционированную свалку, расположенную в .... Таким образом, считает, что Администрация *** сельсовета, а следовательно и её Глава, не может быть субъектом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ. Настаивает на том, что его вины в правонарушении, предусмотренном ст. 8.7. КоАП РФ нет, так как в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на органы местного самоуправления поселений не возложены полномочия по проведению мероприятий по улучшению, защите, земель, и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращении других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. В случае проведения администрацией *** сельсовета указанных мероприятий, данные действия могут квалифицироваться правоохранительными органами как превышение должностных полномочий и нецелевое расходование бюджетных средств. Представитель Управления Россельхознадзора по ... Зуева О.С. и Васильев Н.А. с жалобой не согласились, суду пояснили, что при проведении обследования земель сельскохозяйственного назначения на предмет соблюдения земельного законодательства в части охраны земель *** в 10 часов 30 минут на земельных участках категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - земли сельскохозяйственных нужд (информация о категории земельных участков и разрешенном использовании от *** *** представлена Администрацией МО ...), расположенных по адресу; 1) ...; 2) ... на территории площадью 5 га и 0,1 га соответственно выявлено захламление в виде несанкционированных свалок отходов производства и потребления. Выявленный факт указывает на наличие события административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. При проведении административного расследования установлено, что земельные участки, на которых выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления находятся на территории, расположенной в границах муниципального образования *** сельсовет. Границы поселения, состав территории муниципального образования оговорены в пунктах 1, 2 ст. 3 Устава муниципального образования *** сельсовет. Законным представителем Администрации муниципального образования *** сельсовет является глава Алимов А.Н. Согласно п. 18 ст. 9 Устава администрации вопросом местного значения поселения является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с п. 2 ст. 45 Устава деятельностью администрации руководит на основе единоначалия глава поселения, а так же в соответствии с п. 26 ст. 41 формирует и организует работу администрации поселения. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 1 ст. 13 вышеуказанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, согласно п. 2 ст. 13 - организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Полагает вина главы администрации Алимова А.Н. в части «Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду» доказана. Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы административного дела, пришел к следующему. Постановление по делу об административном правонарушении должно соответствовать требованиям ст. 29.10 КоАП РФ и в обязательном порядке содержать указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ); мотивированное решение по делу (п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены статьей 26.1 КоАП РФ. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ). Из представленных Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитасанитарному надзору по ... материалов административного дела следует, в деле отсутствуют, а, следовательно, административным органом не исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для данного дела при вынесении постановления о привлечении лица к административной ответственности: -Устав муниципального образования *** сельсовет, - документ, подтверждающий, что обследованные земельные участки, расположенные по адресу ... и на земельном участке, расположенном по адресу ..., - находятся в границах *** сельсовета, - документ, подтверждающий, что обследованные земельные участки, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, - документ о зарегистрированных правах (собственности, владения, пользования) на обследованные земельные участки, - документ о наделении Алимова А.Н. должностными полномочиями Главы администрации *** сельсовет. Отсутствие данных документов при рассмотрении административного дела повлекло существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, настоящим Кодексом, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что является основанием для отмены состоявшегося решения. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Кроме этого, суд обращает внимание на то обстоятельство, что акты обследования указанных земельных участков, сущность установленного правонарушения исполнена компьтерным способом и рукописным способом дополнено, что данные нарушения выявлены в границах «***», что ставит под сомнение наличии установленных при обследовании земельного участка нарушений имеющихся в актах. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление об административном правонарушении от ***, вынесенное начальником отдела Управления Россельхознадзора по ..., в отношении должностного лица - Главы Администрации *** сельского совета Алимова А.Н., привлеченного к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, отменить. Дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - Главы Администрации *** сельского совета Алимова А.Н., привлеченного к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, направить на новое рассмотрение в Управление Россельхознадзора по .... Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения, с подачей жалобы через Усть-Абаканский районный суд. Судья: Н.В. Попова