статья 111 часть 1



Дело № 1-54 - 2010

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Уссурийск ХХХХ года

Уссурийский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего - судьи Лазаревой Г. А.,

с участием государственного обвинителя - старшего помощника Уссурийского городского прокурора Панасенко Е. А., помощника Уссурийского городского прокурора Лыновой М. Ч.,

подсудимого - Манжулей А. К.,

защитника - адвоката Кравченко А. Л., представившего удостоверение ХХХХ и ордер ХХХХ от ХХХХ года,

потерпевшей - Качалковой Н. А.,

при секретаре – Мироненко И. А., Жильцовой Д. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Манжулея Андрея Константиновича, родившегося ХХХХ ХХХХ, не судимого, мера пресечения - подписка о невыезде и надлежащем поведении,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 1 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Манжулей А. К. умышленно причинил Качалковой Н. А. тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека.

Преступление совершено в ХХХХ при следующих обстоятельствах.

Манжулей А. К. ХХХХ года в период с 17.00 часов до 18.00 часов, находясь по адресу: ХХХХ ХХХХ комната 310, имея умысел на причинение тяжкого вреда здоровью, в ходе ссоры с Качалковой Н. А., возникшей на почве личных неприязненных отношений, умышлено нанес Качалковой Н. А. множественные удары кулаком по голове и различным частям тела, тем самым причинив ей телесные повреждения в виде закрытой тяжелой черепно-мозговой травмы, ушиба и отека головного мозга с развитием субарахноидального кровоизлияния и формированием субдуральной гематомы слева, ссадины в области волосистой части головы, на лице справа, в области правой голени и в области кистей рук по тыльной поверхности, которые в совокупности относятся к категории причинения тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни.

Подсудимый Манжулей А. К. виновным себя в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Качалковой Н. А. не признал, заявил, что удары кулаками Качалковой не наносил, а просто вытолкнул её из комнаты в коридор.

Несмотря на непризнание подсудимым своей вины, суд считает, что виновность Манжулея А. К. в инкриминируемом ему деянии установлена исследованными в судебном заседании доказательствами.

В протоколе явки Манжулея А. К. с повинной от ХХХХ года Манжулей собственноручно указал, что ХХХХ года около 16.00 часов по адресу: ХХХХ ХХХХ он в ходе ссоры с Качалковой Н. А. нанес ей телесные повреждения, ударив кулаком по голове несколько раз. Может быть потому, что был выпивший, он не помнит, наносил ли он Качалковой удары палкой по голове.

(л. д.15)

Манжулей А. К., допрошенный ХХХХ года в качестве подозреваемого с участием адвоката Кравченко А. Л., показал, что он с Малыгиной Т. В. проживает в ХХХХ по ХХХХ в ХХХХ.

ХХХХ года в дневное время он и Малыгина находились дома, распивали спиртные напитки. В период с 16.00 до 17.00 часов к ним в гости пришла его бывшая сожительница Качалкова в сильном алкогольном опьянении. Качалкова стала вместе с ними распивать спиртные напитки. Потом Качалкова стала обсуждать их прежнюю совместную жизнь, из-за чего между ним и Качалковой произошла ссора. Он разозлился на Качалкову и стал выгонять её из квартиры. Качалкова уходить отказалась, стала оскорблять его нецензурной бранью. Он еще больше разозлился и нанес несколько, не менее трех, ударов кулаком в область лба Качалковой. Так как он раньше занимался боксом, то удары были очень сильные. От ударов Качалкова упала на пол, на лице Качалковой образовались ссадины, но крови не было. Сознания Качалкова не теряла. Он поднял Качалкову за одежду и вытащил в общий коридор, после чего закрыл дверь. Больше в этот день он Качалкову не видел.

Он признается в том, что нанес Качалковой телесные повреждения, но не раскаивается в этом, так как Качалкова вынудила его своими оскорблениями применить к ней насилие.

В протоколе явки с повинной он указал, что нанес Качалковой телесные повреждения кулаками и палкой. Причиной этого явилось алкогольное опьянение. На самом деле палка ему была не нужна, так как он бывший боксер.

(л. д.23-24)

После оглашения приведенных выше показаний подсудимый Манжулей А. К. их подтвердил, пояснив, что допускает факт нанесения им ударов кулаками по голове Качалковой, но считает, что Качалкова отчасти сама виновата в случившемся.

Допрошенный в судебном заседании ХХХХ года подсудимый Манжулей А. К. показал, что он совместно с сожительницей Малыгиной Т. В. проживает в ХХХХ по ХХХХ в ХХХХ.

ХХХХ года Малыгина Т. В. получила пенсию, они купили водки и распивали её в своей комнате. Примерно в 16.00 часов к ним в гости пришла его бывшая сожительница Качалкова Н. А., которая находилась в алкогольном опьянении. Качалкова вместе с ними стала распивать спиртные напитки. В ходе распития спиртного между ним и Качалковой произошел конфликт, причиной которого стало обсуждение их совместной жизни. Он разозлился на Качалкову и сказал, чтобы она уходила из его квартиры. Качалкова уходить отказалась, стала оскорблять его нецензурной бранью. Он разозлился еще больше и нанес один-три удара кулаком в область лба Качалковой. От ударов Качалкова упала на пол, он поднял её и вытащил в коридор. Больше в этот день он Качалкову не видел. На следующий день ему рассказали, что Качалкову обнаружили лежащей на земле возле общежития и доставили в городскую больницу.

Потерпевшая Качалкова Н. А., допрошенная в судебном заседании, пояснила, что в течение шести лет она сожительствовала с Манжулеем. В 2005 году она уехала на работу в тайгу, а когда вернулась, Манжулей уже жил с Малыгиной.

ХХХХ года после обеда она встретила Манжулея, который пригласил её в гости. Она, Манжулей и Малыгина распивали спиртные напитки в ХХХХ по ХХХХ, где проживают Манжулей и Малыгина. В ходе распития спиртных напитков Манжулей вспомнил их совместную жизнь, из-за этого между ними произошла ссора. Манжулей стал её выгонять из комнаты. Она не хотела уходить, хваталась руками за косяки дверей, но Манжулей вытолкал её в коридор и закрыл дверь.

Она вышла на улицу, хотела пойти в другое общежитие, но у неё закружилась голова, она упала, ударилась головой о бордюр и потеряла сознание. Её подняли проходившие мимо женщины, посадили на лавочку, вызвали скорую помощь, которая доставила её в городскую больницу.

На лечении в травматологическом отделении Уссурийской городской больницы она находилась с 9 июня по ХХХХ года.

Она хорошо помнит, что Манжулей её не бил. Телесные повреждения она получила при падении и ударе о бордюр.

Претензий к Манжулей она не имеет и просит строго его не наказывать.

В связи с существенными противоречиями в показаниях потерпевшей Качалковой Н. А. в судебном заседании, судом по ходатайству государственного обвинителя в порядке ч. 3 ст. 281 УПК РФ оглашены показания Качалковой Н. А. на предварительном следствии (л. д. 46-48).

Согласно показаниям Качалковой Н. А. от ХХХХ года, ХХХХ года примерно в 16.00 или в 17.00 часов она пришла в гости к бывшему сожителю Манжулею А. К., проживающему в ХХХХ ХХХХ ХХХХ.

Манжулей и сожительница Манжулея Малыгина распивали спиртные напитки, она к ним присоединилась. Выпив немного, она и Манжулей стали обсуждать их совместную жизнь. Из-за того, что она завела об этом разговор, между ней и Манжулеем произошел конфликт. Манжулей в грубой форме стал выгонять её из комнаты. Она уходить отказывалась. Манжулей нанес ей три удара кулаком в область лба. От ударов она упала на пол, сознание при этом не теряла. Манжулей поднял её и вывел в коридор общежития. Палкой Манжулей её не бил. Участковому она сообщила, что Манжулей наносил ей удары палкой, так как была зла на Манжулея.

После того, как Манжулей вывел её в коридор, она пошла в свою комнату ХХХХ по ХХХХ, где легла спать. Проснувшись, она выпила спиртного и примерно в 21.00 час решила сходить в магазин за спиртными напитками. У неё сильно болела голова. Отойдя от крыльца около 6 метров, она упала и потеряла сознание, очнулась в больнице.

Претензий к Манжулею по факту причинения ей телесных повреждений она не имеет.

После оглашения приведенных выше показаний потерпевшая Качалкова заявила, что не подтверждает их. Объяснить, почему на предварительном следствии она уличала Манжулея в нанесении ей трех ударов кулаком в область лба, она не может.

Свидетель Малыгина Т. В. в судебном заседании пояснила, что в течение четырех лет она состоит в фактических брачных отношениях с Манжулеем, они проживают в ХХХХ по ХХХХ в ХХХХ.

ХХХХ года она получила пенсию, купила водки, которую она и Манжулей стали распивать по месту своего жительства.

В дневное время к ним пришла Качалкова, бывшая сожительница Манжулея. Качалкова находилась в алкогольном опьянении.

Она помнит, что выгоняла Качалкову из комнаты, так как Качалкова скандалила. Других событий того дня она не помнит из-за алкогольного опьянения.

Вечером, около 18.00 часов, к ним пришел участковый и сказал, что Качалкова находится в больнице. Со слов Качалковой, Манжулей избил её кулаками и палкой. Её и Манжулея доставили в милицию, где она пояснила, что ничего не помнит из-за алкогольного опьянения. Следователь пригрозил, что «закроет» её на 15 суток, поэтому она сказала, чтобы следователь от её имени написал то же, что рассказал Манжулей. Протокол допроса она подписала, не читая его содержание.

Манжулей Качалкову не бил. Качалкова получила телесные повреждения при падении через бордюр.

В связи с существенными противоречиями в показаниях свидетеля Малыгиной Т. В. в судебном заседании, судом по ходатайству государственного обвинителя в порядке ч. 3 ст. 281 УПК РФ оглашены показания Малыгиной Т. В. на предварительном следствии (л. д. 25-26).

Из протокола допроса Малыгиной Т. В. от ХХХХ года следует, что она вместе с сожителем Манжулей А. К. проживает в ХХХХ по ХХХХ в ХХХХ. ХХХХ года примерно в 11 часов она сходила на почту, где получила пенсию. В магазине она и Манжулей купили 1 л водки, которую стали распивать по месту жительства. В период с 16.00 до 17.00 часов к ним в гости пришла Качалкова, бывшая сожительница Манжулея, которая находилась в алкогольном опьянении. Качалкова стала пить водку вместе с ними. Спустя некоторое время между Качалковой и Манжулеем произошел конфликт, поводом к которому послу жила их совместная жизнь. Манжулей разозлился на Качалкову и стал прогонять из комнаты. Качалкова уходить отказалась, стала оскорблять её и Манжулея нецензурной бранью. Манжулей подошел к Качалковой и несколько раз ударил Качалкову кулаком. Она не видела, по каким частям тела Манжулей нанес удары Качалковой. От ударов Качалкова упала на пол, а Манжулей продолжил наносить Качалковой удары руками и ногами по телу. Палкой Манжулей Качалкову не бил. Потом Качалкова поднялась с пола и вышла из комнаты. Больше в тот день она Качалкову не видела.

После оглашения приведенных выше показаний Малыгина заявила, что таких показаний не давала. Она подписала протокол, составленный следователем, не читая, так как находилась в сильном алкогольном опьянении.

Свидетель Добрынин Д. И., участковый уполномоченный милиции, в судебном заседании пояснил, что ХХХХ года ему поступило сообщение о том, что в районе дома ХХХХ по ХХХХ в ХХХХ обнаружена Качалкова Н. А. с закрытой черепно-мозговой травмой.

Он выехал в больницу, куда была доставлена Качалкова, но потерпевшая находилась без сознания. На следующий день он снова приехал в больницу, потерпевшая ему пояснила, что выпивала со знакомыми ей людьми на третьем этаже в общежитии по ХХХХ в ХХХХ. В ходе проверки он выяснил, что Качалкова распивала спиртные напитки с Манжулеем и Малыгиной. В ходе беседы Манжулей не отрицал, что нанес Качалковой три удара кулаком по голове. Малыгина находилась в сильном алкогольном опьянении и ничего пояснить не смогла. Он сфотографировал Манжулея, показал фотографию Качалковой и спросил: «Он Вас бил?» На его вопрос Качалкова ответила утвердительно.

ХХХХ года Манжулей дал явку с повинной. Манжулей был с похмелья, но не пьяный.

По заключению эксперта ХХХХ от ХХХХ года, у Качалковой Н. А. на момент поступления ХХХХ года в отделение травматологии Уссурийской городской больницы имелись телесные повреждения в виде закрытой тяжелой черепно-мозговой травмы, ушиба и отека головного мозга с развитием субарахноидального кровоизлияния и формированием субдуральной гематомы слева, ссадины в области волосистой части головы, на лице справа, в области правой голени и в области кистей рук по тыльной поверхности. Эти телесные повреждения возникли незадолго до поступления Качалковой Н. А. в медицинское учреждение, в результате воздействий твердых тупых предметов в область головы, в область кистей рук и в область голени, возможно в результате ударов таковыми с последующим падением и ударах о дорожное покрытие. Данные телесные повреждения в совокупности относятся к категории причинения тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни.

(л. д. 39-43)

Анализируя приведенные выше показания подсудимого Манжуля, потерпевшей Качалковой, свидетеля Малыгиной, суд считает, что в основу приговора надлежит положить их показания на предварительном следствии.

Суд признает недостоверными показания Качалковой и Малыгиной в судебном заседании, поскольку исходит из того, что Качалкова несколько лет сожительствовала с Манжулеем, а Малыгина состоит с ним в фактических брачных отношениях в настоящее время.

Суд приходит к выводу, что потерпевшая Качалкова и свидетель Малыгина изменили в судебном заседании ранее ими данные показания с целью облегчить участь подсудимого.

Изменение подсудимым Манжулеем своего отношения к предъявленному обвинению в ходе судебного следствия, отрицание причастности к причинению тяжкого вреда здоровью потерпевшей Качалковой суд расценивает как способ защиты подсудимого.

Показания подсудимого Манжулея А. К. на предварительном следствии о нанесении им трех сильных ударов кулаком по голове Качалковой объективно подтверждаются протоколом явки Манжулея с повинной и показаниями Манжулея, полученными в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, с участием защитника, в связи с чем суд признает протокол допроса Манжулея в качестве подозреваемого допустимым доказательством.

Кроме того, показания Манжулея, Качалковой, Малыгиной на предварительном следствии о механизме нанесения телесных повреждений потерпевшей объективно подтверждаются заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которого телесные повреждения, причиненные Качалковой, возникли в результате воздействий твердых тупых предметов в область головы, возможно в результате ударов таковыми и последующего падения.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, согласующихся между собой, позволяет суду признать их достоверными и сделать вывод о виновности Манжулея А. К. в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 1 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.

Давая правовую оценку действиям подсудимого, суд исходит из следующего.

Нанося Качалковой удары кулаками по лицу, Манжулей действовал с прямым умыслом на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, опасного для жизни человека. Об этом свидетельствует характер примененного в отношении Качалковой насилия, локализация ударов – область головы, причинение телесных повреждений кулаком.

Изучением личности подсудимого Манжулея А. К. установлено:

Манжулей А. К. не судим (л. д.67), находится в группе «Наблюдение» у врача-нарколога ПКПБ ХХХХ (л. д. 72), на учете у психиатра не значится (л. д. 74).

По заключению стационарной судебно-психиатрической экспертизы ХХХХ от ХХХХ года, Манжулей А. К. обнаруживает признаки органического расстройства личности в связи со смешанными причинами (травмы головного мозга, злоупотребление алкоголем). Однако степень указанных изменений психики не столь выражена, он может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В период времени, относящийся к инкриминируемому ему деянию, у него также не было и какого-либо временного, болезненного расстройства душевной деятельности, и он мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера Манжулей А. К. не нуждается.

Суд признает заключение экспертов мотивированным, научно-обоснованным, с учетом поведения подсудимого в судебном заседании оснований сомневаться в психическом состоянии Манжулея у суда не имеется, поэтому суд признает его вменяемым и подлежащим уголовной ответственности.

По месту жительства Манжулей А. К. характеризуется удовлетворительно (л. д. 76).

При определении вида и меры наказания в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, суд, в соответствии с ст. 111 ч. 1 УК РФ, и назначить ему наказание по данной статье в виде 2 (двух) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, исчисляя срок наказания с ХХХХ года.

Меру пресечения Манжулею А. К. изменить на заключение под стражу, взять под стражу в зале суда, до вступления приговора в законную силу содержать в ФБУ ХХХХ ХХХХ.

Зачесть в срок наказания время содержания Манжулей А. К. в психиатрическом стационаре (ПКПБ ХХХХ) со ХХХХ года по ХХХХ года включительно.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский городской суд в течение десяти дней со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Разъяснить осужденному право пригласить защитника для участия в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, право отказаться от защитника, право ходатайствовать перед судом о назначении защитника в случаях предусмотренных УПК РФ.

Судья Г.А. Лазарева