Дело ХХХХ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ХХХХ года Уссурийский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи ФИО0,
с участием представителя ФИО8 – ФИО1,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 и ФИО7 к Администрации Уссурийского городского округа Приморского края о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма, с участием третьих лиц: войсковой части ХХХХ, Уссурийской КЭЧ района Министерства обороны РФ,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации Уссурийского городского округа Приморского края о признании за ними права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ХХХХ, ХХХХ, ХХХХ «а» ХХХХ, и заключении договора социального найма, мотивируя свои требования следующим.
С 1999 года истец проходит военную службу по контракту в войсковой части ХХХХ ДВО ХХХХ. С августа 2005 года совместно с супругой проживает в спорной квартире, поскольку она была выделена ему для проживания Протоколом жилищной комиссии в/ч ХХХХ ХХХХ от ХХХХ года как безквартирному военнослужащему с учетом интересов супруги и сына ФИО4, ХХХХ года рождения. Ранее спорную квартиру занимал военнослужащий части ФИО3, который убыл в августе 2005 года на учебу. Собственником жилья является Администрация, которая отказывается заключить с истцом договор социального найма, предложив заключить договор аренды жилого помещения. Истец, проживая вместе с семьей в спорной квартире, регулярно вносит плату за жилье и коммунальные услуги, другого жилья не имеют, в связи с чем, истец просил признать за ним право пользования спорным жилым помещением и обязать Администрацию Уссурийского городского округа заключить договора социального. Истица в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель военной части ХХХХ ХХХХ требования истцов поддержала, пояснив, что указанная квартира была выделена истцу и членам его семьи на законных основаниях, как освободившаяся после проживания другого военнослужащего.
Представитель Администрации Уссурийского городского округа в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель Уссурийской КЭЧ района Министерства обороны РФ в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что не имеет возражений против удовлетворения заявленных истцами требований. Дело рассмотрено в отсутствие представителя.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, в соответствии со ст.ст.10, 49 ЖК РФ полагает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются органами местного самоуправления малоимущим гражданам. Иным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта РФ, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае наделения этих органов соответствующими полномочиями. На основании ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», передача таких полномочий должна осуществляться Федеральным законом или законом субъекта РФ. В силу ст.132 Конституции РФ, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями.
Статьей 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» установлена специальная норма, согласно которой в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Определениями Конституционного Суда РФ ХХХХ от ХХХХг. и ХХХХ от ХХХХг. в рассмотрении вопроса о соответствии п.5 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» Конституции РФ отказано, и при этом указано, что в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, не исключается участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья. Несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей, как граждан, проживающих на территории муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственным органами и органами местного самоуправления. Разрешение вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
Согласно ст.ст. 59,71 Конституции РФ, военная служба является особым видом федеральной государственной службы, т.е. военнослужащие имеют особый статус, и обеспечение их жилыми помещениями осуществляется на основе специального законодательства. Специальные нормы названы в п.5 ст.15 Федерального Закона, тем самым государство приняло на себя обязательства, закрепленные в данной норме. Таким образом, при отсутствии закона, наделяющего органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, следует руководствоваться положениями п.5 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Из материалов дела следует, что ФИО8 является военнослужащим по контракту и проходит воинскую службу в войсковой части 74854 Дальневосточного военного округа в ХХХХ, о чем свидетельствует выписка из личного дела.
Спорное жилое помещение было выделено истцу Протоколом жилищной комиссии войсковой части ХХХХ от ХХХХ года, спорная квартира была распределена истцу с учетом членов его семьи в порядке очереди для проживания. Указанное решение жилищной комиссии является законным, поскольку, при предоставлении жилья, были проверены нуждаемость истца в предоставлении жилья, очередность, наличие права на получение жилья в зависимости от выслуги лет.
Указанную квартиру ранее занимал военнослужащий ФИО3, что подтверждается представленными документами.
За время службы ФИО8 жильем не обеспечивался, на праве собственности жилья не имеет, что также подтверждается документально.
Поскольку истец проходит военную службу, на основании п.1 ст.5 ФЗ «О статусе военнослужащих», ему может быть предоставлено жилое помещение на условиях договора социального найма.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст.10, 60 ЖК РФ, п.п.1, 5 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», суд, полагает иск о признании за истцами права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении на Администрацию Уссурийского городского округа обязанности заключения договора социального найма, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-214 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за ФИО8 и ФИО7 право пользования квартирой, расположенной по адресу: ХХХХ, ХХХХ, ХХХХ «а» ХХХХ на условиях социального найма.
Обязать Администрацию Уссурийского городского округа Приморского края заключить со ФИО8 и ФИО7 договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: ХХХХ, ХХХХ, ХХХХ «а» ХХХХ.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня получения решения в окончательной форме в Приморский краевой суд через Уссурийский городской суд.
Председательствующий: ФИО0
Решение в окончательной форме изготовлено ХХХХ года.