РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2010 года
Уссурийский городской суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Веригиной И.Н.
при секретаре Антоновой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К., К. к Администрации Уссурийского городского округа о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключения договора найма жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что К. проходит военную службу в войсковой части 16662, его семья проживает в предоставленном жилом помещении, расположенном по адресу: город Уссурийск, ХХХХ. Жилое помещение предоставлено К.. и членам его семьи: супруга К., сын К., дочь К., на основании решения жилищной комиссии войсковой части 16662 от 12 марта 2009 года. Спорное жилое помещение состоит в квартирном расписании войсковой части для обеспечения жильем военнослужащих, однако является муниципальной собственностью. Семья К. открыто и добросовестно пользуются предоставленным жилым помещением, несет расходы по его содержанию, однако не имеет правоустанавливающих документов по пользованию указанным жилым помещением на условиях социального найма, поскольку на обращение с просьбой оформить правоустанавливающие документы на жилое помещение Администрация Уссурийского городского округа ответила отказом. Другого жилья истцы не имеют, за период прохождения службы жилой площадью от Министерства обороны РФ К. не обеспечивался, в связи с чем, просят суд признать за ними и несовершеннолетними детьми право пользования спорным жилым помещением и обязать Администрацию Уссурийского городского округа заключить договора социального найма жилого помещения.
В судебном заседании К. на иске настаивал, привел доводы, аналогичные изложенным выше.
К. и представитель Администрации Уссурийского городского округа в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием заявлено не было. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства, суд полагает следующее.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона № 61 от 31 мая 1996 года «Об обороне», имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.
Указом Президента РФ № 1592 от 25 ноября 1996 года «О мерах по обеспечению военного строительства в РФ» постановлено Правительству РФ до 1 января 2005 года передать объекты инфраструктуры Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
Постановлением Правительства РФ № 1131 от 6 октября 1999 года органам местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социальной инфраструктуры, рекомендовано совместно с соответствующими органами военного управления оформить необходимую документацию, включая финансово-экономическое обоснование расходов на содержание передаваемых объектов.
Представленные Мингосимуществом России, согласованные с Министерством обороны РФ предложения Администрации Приморского края были приняты. Распоряжением Правительства РФ № 924-р от 13 июня 1999 года перечень объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в муниципальную собственность Уссурийского городского округа утвержден распоряжением Губернатора Приморского края № 1001 от 21 августа 1998 года.
В связи с введением в действие с 1 марта 2005 года нового Жилищного кодекса РФ, утратил силу ЖК РСФСР и Закон РФ «Об основах федеральной политики», в соответствии с которым органами местного самоуправления принимались решения о предоставлении жилых помещений гражданам, в том числе и военнослужащим, в том числе в домах муниципального и государственного жилищного фонда.
В силу ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено не только предоставление гражданам жилья на условиях договора социального найма, но и определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда отдельным категориям граждан.
В Приморском крае органом государственной власти такого порядка не принято, спорный жилой дом принят в муниципальную собственность без определения его статуса.
Вместе с тем, как ЖК РСФСР, так и новым ЖК РФ установлено, что внеочередное, так и первоочередное предоставление жилья может быть предусмотрено и иным законодательством.
Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих» п. 5 ст. 15 установлена специальная норма, согласно которой в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Определением Конституционного суда РФ № 170 от 22 апреля 2004 года установлено, что несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона отнесено к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей должны решать совместно государственные органы и органы местного самоуправления, формы такого участия должны быть определены законодателем. При передаче жилого фонда МО РФ в жилищный фонд органа местного самоуправления должен быть определен специальный статус передаваемого жилья. Отсутствие такого решения органа местного самоуправления не может быть принято как основание для отказа военнослужащему в заключении договора найма на жилое помещение, закрепленного за его частью с правом повторного заселения.
Согласно статьям 59, 71 Конституции РФ, военная служба является особым видом федеральной государственной службы, то есть военнослужащие имеют особый статус, и обеспечение их жилыми помещениями осуществляется на основе специального законодательства. Специальные нормы названы в п. 5 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», тем самым государство приняло на себя обязательства, закрепленные в данной норме.
Из материалов дела следует, что К. является военнослужащим войсковой части 16662 с 1997 года. Квартира ХХХХ в городе Уссурийске предоставлена К. на состав семьи: супруга К., сын К., дочь К., на основании решения жилищной комиссии войсковой части 16662 от 12 марта 2009 года, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии № 2. Указанное жилое помещение ранее было занято военнослужащим М. За время службы К. жильем не обеспечивался, на праве собственности ни он, ни его жена жилья не имеют, что подтверждается документально.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что исковые требования К., К. к Администрации Уссурийского городского округа о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключения договора найма жилого помещения, подлежат удовлетворению.
Согласно п. 2 ст. 672 ГК РФ по требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи, в силу ст. 677 ГК РФ в договоре должны быть указаны граждане, постоянно проживающие в жилом помещении вместе с нанимателем.
По изложенному, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за К., К., несовершеннолетними К., и К., право пользования жилым помещением, расположенным в городе Уссурийске.
Обязать Администрацию Уссурийского городского округа заключить с К. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: город Уссурийск ХХХХ с указанием в качестве члена семьи К., и несовершеннолетних К., К.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в 10-дневный срок через Уссурийский городской суд.