Дело ХХХХ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ХХХХ года Уссурийский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Доценко Л.А.,
с участием помощника прокурора Москальчук В.С.,
при секретаре Кусля Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – инвалидов Уссурийского городского округа к Администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности по оборудованию светофорного объекта средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора,
УСТАНОВИЛ:
Уссурийский городской прокурор обратился в суд с названным иском, указав, что проведенной проверкой установлено, что на светофорном объекте, расположенном по адресу: ХХХХ, перекресток ХХХХ в районе МУП «Аптека ХХХХ» отсутствуют средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора. Отсутствие указанных звуковых средств нарушает интересы неопределенного круга лиц, инвалидов. Поскольку на администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность по содержанию светофоров дорог местного значения, в том числе по оборудованию светофоров средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, просит обязать ответчика обеспечить проведение работ по установке средства дублирования звуковыми сигналами световых сигналов светофора на светофорном объекте, расположенном по адресу: ХХХХ, перекресток ХХХХ, в районе МУП «Аптека ХХХХ».
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, представил письменный отзыв, в котором указал, что производство по делу подлежит прекращению, как не подлежащее рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, полагает, что дело должно быть рассмотрено в рамках административного производства. Ссылаясь на ст. ст. 209,210 Гражданского кодекса РФ ответчик указал на то, что собственник имущества, в данном случае дороги несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Собственником дороги по мнение ответчика является Российская федерация, а дорога федерального назначения. П. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Данное ограничение, по мнению ответчика не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение УК нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. Прокурором не представлено доказательств обращения к нему граждан. Прокурор в исковом заявлении не указал, какому лицу и в каком объеме причинен вред.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регулируются вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации). В частности предусмотрено, что органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Муниципальные расходы на разработку и производство средств связи и информации для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно, предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
При этом, ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" на органы местного самоуправления возложена обязанность по содержанию светофоров дорог местного значения. В том числе по оборудованию светофоров средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров.
На основании абз. 5 ст. 16 Федерального закона от ХХХХ г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения городского округа.
С учетом изложенного, на органы местного самоуправления возложена обязанность, в том числе провести работы по установке средств дублирования звуковыми сигналами светофоров на светофорных объектах, без исполнения которых не будет надлежащим образом обеспечено право инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании Согласно действующему Договору ХХХХ от ХХХХ года предоставления субсидии на исполнение муниципального задания МАУ «Уссурийские дороги» Уссурийского городского округа, Администрация УГО в лице Главы с одной стороны, представителя МУ УГО «Служба единого заказчика-застройщика» и МАУ «Уссурийские дороги» УГО с другой стороны, заключили договор, предметом которого является следующее: Администрация УГО предоставляет МАУ Уссурийские дороги» средства субсидий из местного бюджета на исполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог и др., в том числе и по обеспечению безопасности дорожного движения в ХХХХ на территории Уссурийского городского округа. Срок действия указанного договора определен п.8.1. и составляет период с ХХХХ года по ХХХХ года.
Около спорного светофорного объекта, расположенного по адресу: ХХХХ, ХХХХ, располагается МУП «Аптека ХХХХ», работающая в круглосуточном режиме.
Доводы администрации Уссурийского городского округа о том, что автомобильная дорога общего пользования по ХХХХ в ХХХХ является дорогой федерального значения, собственником которой является Российская Федерация, а светофорный объект относится к указанной федеральной дороге, суд не принимает во внимание по следующим мотивам.
Автомобильная дорога общего пользования, проходящая по ХХХХ по всей ее протяженности в реестре муниципального имущества УГО отсутствует, что подтверждается сообщением Управления имущественных отношений УГО от 1ХХХХ года.
Согласно ответу Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от ХХХХ года светофорный объект ХХХХ, ХХХХ, км 662+160 находится в муниципальной собственности на балансе муниципального автономного учреждения «ХХХХ
В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчик не представил суду доказательства отсутствия спорного светофорного объекта в муниципальной собственности.
Таким образом, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Уссурийского городского округа обязанности по проведению работ по установке средств дублирования звуковыми сигналами светофора на светофорном объекте, расположенном по адресу: ХХХХ, перекресток ХХХХ, в районе МУП «Аптека ХХХХ».
Доводы администрации Уссурийского городского округа, указанные в возражениях о том, что в соответствии со ст. 16 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур администрации Уссурийского городского округа может быть привлечена только к административной ответственности, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
В силу ст. 16 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" юридические и должностные лица за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут административную ответственность, однако законодательство РФ о местном самоуправлении не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения в случае привлечения к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено в судебном заседании из пояснений истца и материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, имеющих статус инвалидов - населения на территории Уссурийского городского округа. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и в целях обеспечения безопасности и беспрепятственного доступа инвалидов в учреждение, осуществляющее изготовление и продажу лекарственных препаратов.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым удовлетворить требования истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 214 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Уссурийского городского округа оборудовать светофорный объект, расположенный на перекрестке улиц ХХХХ в ХХХХ средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10 дней со дня получения решения в окончательной форме в Приморский краевой суд через Уссурийский городской суд Приморского края.
Председательствующий: Доценко Л.А.
Мотивированное решение изготовлено ХХХХ года.