о признании решения незаконным



Дело № 2-3132/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ХХХХ года

Уссурийский городской суд Приморского края в составе

председательствующего судьи Шароглазовой О.Н.

при секретаре Баулиной О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубарь Светланы Анастасьевны к администрации Уссурийского городского округа о признании решения незаконным, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с указанным иском к ответчику о признании решения незаконным, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в обоснование своих доводов ссылаясь на то, что, оставшись без попечения родителей, была определена и с ХХХХ г. по ХХХХ г. она являлась воспитанником ГОУ «Детский дом ХХХХ», ХХХХ год - воспитанником ГОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии ХХХХ». С ХХХХ по ХХХХ года находилась в ГУСОССЗН «ХХХХ детский дом – интернат для глубоко умственно-отсталых детей». На момент поступления в детские дома, закрепленного жилого помещения не имела. С ХХХХ г. и по настоящее время проживает и зарегистрирована в ГУСО «Приморский центр социального обслуживания населения» ХХХХ. Истица обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако получила отказ. Считая отказ незаконным, истица просит признать решение администрации Уссурийского городского округа от ХХХХ года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в порядке, предусмотренном Законом Приморского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей находящихся под опекой (попечительством), на территории Приморского края» незаконным; обязать ответчика принять заявление и поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании истица, её представитель Селина Л.П., по устному ходатайству на исковых требованиях настаивали в полном объеме, привели доводы аналогичные изложенным выше, просили суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель администрации Уссурийского городского округа Вижик Д.А., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что истица не может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации Уссурийского городского округа, так как имеет регистрацию по ХХХХ. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от ХХХХ г. ХХХХФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Приморском крае регулируется Законом Приморского края от ХХХХ ХХХХКЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей находящихся под опекой (попечительством), на территории Приморского края».

Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, на основании решения Исполнительного комитета ХХХХ Совета народных депутатов от ХХХХ г. ХХХХ «Об определении в детский дом…» истица – Зубарь Светлана Анастасьевна была определена и с ХХХХ г. по ХХХХ г. являлась воспитанником ГОУ «Детский дом ХХХХ», затем, ХХХХ год - воспитанником ГОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии ХХХХ».

С ХХХХ г. по ХХХХ г. находилась в ГУСОССЗН ХХХХ детский дом – интернат для глубоко умственно-отсталых детей». Основаниями, послужившими определением истицы в детский дом, явились болезнь матери туберкулезом и отсутствие отца.

Согласно свидетельству о смерти, выданному ХХХХ ХХХХ комитетом Романовского сельского Совета народных депутатов ХХХХ Приморского края, мать истицы - Зубарь Ирина Петровна – умерла ХХХХ г., место нахождения отца истицы – Зубарь Анастасия Игнатьевича - с ХХХХ года и по настоящее время не установлено, о чем свидетельствует справка УВД по ХХХХу ХХХХ от ХХХХ г. ХХХХ.

В судебном заседании установлено, следует из пояснений истицы и материалов дела, что на момент определения в детский дом, закрепленного жилого помещения истица не имела, после окончания пребывания в детском доме жилым помещением не обеспечивалась, на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения не состояла.

Отказывая истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации ХХХХ городского округа, ответчик ссылался на Закон Приморского края № 297-КЗ, и мотивировал свой отказ тем, что Зубарь С.А. имеет регистрацию по ХХХХ.

По мнению суда, указанный довод ответчика является несостоятельным по следующим основаниям.

Пункт 2 части 1 статьи 4 Закона Приморского края от ХХХХ № 297-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления городских (сельских) поселений и городских округов Приморского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» действительно предписывает гражданину обращаться с заявлением о постановке на учет по месту регистрации.

Между тем, Закон Приморского края от ХХХХ ХХХХКЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей находящихся под опекой (попечительством), на территории Приморского края», в соответствии с которым истица обратилась к ответчику, в части 3 статьи 1 указывает, что лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Приморского края ХХХХКЗ, с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.

Пункт 2 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от ХХХХ №125-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей находящихся под опекой (попечительством), на территории Приморского края» (в редакции, действующей на момент обращения истицы к ответчику) устанавливал, что заявление подается в органы местного самоуправления, в частности, по месту нахождения учреждений, воспитанниками которых являлись лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а не по месту их регистрации на день обращения.

Таким образом, учитывая, что истица в период с ХХХХ год являлась воспитанницей ГУСОССЗН ХХХХ детский дом – интернат для глубоко умственно-отсталых детей», то есть до достижения совершеннолетия, она вправе была обратиться к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах, суд считает, что отказ администрации Уссурийского городского округа Приморского края от ХХХХ г. ХХХХ в постановке Зубарь Светланы Анастасьевны на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении нельзя признать законным, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Кроме того, по мнению суда, заслуживает внимания довод истицы о том, что до настоящего времени она не могла реализовать свое право на получение жилья по уважительным причинам. Достижение истицей предельного возраста для обращения с заявлением о предоставлении жилья не может служить основанием отказа в исковых требованиях по следующим основаниям.

Согласно преамбуле и статье 1 Федерального закона от ХХХХ г. ХХХХФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет.

Между тем, как усматривается из материалов дела, на момент достижения истицей возраста 23 лет – предельного возраста подачи заявления о предоставлении жилого помещения детям – сиротам и лицам из их числа, отсутствовал Закон, регулирующий данные отношения. В соответствии с вышеназванным Законом истица могла реализовать свое право на предоставление ей жилья, но не имела объективной возможности, поскольку Закон Приморского края № 125-КЗ вступил в действие только ХХХХ г.

Как усматривается из материалов дела, в период с ХХХХ год Зубарь С.А. проходила медицинское обследование и лечение в связи с заболеванием и проведенной операцией на сердце, что подтверждается выписками из истории болезни, выписным эпикризом, медицинскими заключениями.

Как следует из материалов дела и подтверждается определением и решением ХХХХ суда ХХХХ от ХХХХ годов, истица пыталась реализовать свое право на получение жилья в судебном порядке, что по мнению суда, также свидетельствует о том, что истица пропустила установленный законом срок для обращения с заявлением о предоставлении жилья, по уважительным причинам.

Кроме того, заслуживает внимания довод истицы о том, что она имеет статус не только лица, оставшегося без попечения родителей, но и инвалида.

Из материалов дела следует, что Зубарь С.А. является инвалидом 2 группы.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от ХХХХ №181-ФЗ (ред. от ХХХХ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети – инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижению возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди.

При этом вышеназванный закон не устанавливает срок, до которого истица должна была встать на учет в качестве нуждающейся.

Таким образом, истица, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и как инвалид, в силу сочетания указанных статусов имеет право на преимущественное, льготное получение жилья, как сирота – вне очереди, как ребенок-инвалид – без ограничения срока постановки на учет в качестве нуждающейся.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Зубарь Светланы Анастасьевны обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ администрации Уссурийского городского округа Приморского края от ХХХХ года ХХХХ в постановке Зубарь Светланы Анастасьевны на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и отменить его.

Обязать администрацию Уссурийского городского округа Приморского края поставить Зубарь Светлану Анастасьевну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Уссурийский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий О.Н.Шароглазова

Мотивированное решение изготовлено ХХХХ года.