Дело № 2- 4866/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
XXXX Уссурийский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Доценко Л.А.,
при секретаре Кусля Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочерга Александра Леонидовича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кочерга Анастасии Александровны к Федеральному государственному учреждению «XXXX Квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ о возложении обязанности заключить договора передачи квартиры в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о понуждении заключения договора передачи квартиры в собственность, мотивируя свои требования следующим.
Истец на основании договора найма жилого помещения от XXXX является нанимателем двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: XXXX. Совместно с ним проживает супруга Кочерга О.В. и его дочь Кочерга А.А. XXXX он обратился с заявлением о приватизации вышеуказанного жилого помещения к начальнику ФГУ «XXXX КЭЧ района» МО РФ, на что ему был дан отказ, поскольку ФГУ «XXXX КЭЧ района» МО РФ не имеет полномочий от собственника жилых помещений на передачу жилого помещения, в котором он проживает, в собственность. Министерство обороны РФ в соответствии с п.п. 1,2 п/п «б, к» Постановления Правительства РФ от XXXX XXXX «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, которой является ФГУ «XXXX КЭЧ района» не предоставило сведений об имуществе в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от XXXX XXXX в Территориальное Управление Федерального Агентства по Управлению Государственным имуществом в XXXX, о чем свидетельствует ответ от XXXX XXXX из Территориального Управления Федерального Агентства по Управлению Государственным имуществом в Приморском крае. Таким образом, тот факт, что указанное жилое помещение, в нарушение установленного законом порядка, не заявлено к учету в реестре федерального имущества, не должен влиять на права проживающих в квартире граждан. В связи с чем, истец просит суд обязать ответчика заключить договор передачи XXXX в XXXX в его собственность, а также в собственность несовершеннолетней дочери, так как супруга от участия в приватизации отказалась.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, привел доводы, аналогичные изложенным выше.
Представитель ответчика ФГУ «XXXX КЭЧ района» МО РФ в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому истцом при обращении не представлено документов, подтверждающих законное вселение в жилое помещение, наличие трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации, решение жилищной комиссии воинской части, оформленный установленным порядком договор социального найма жилого помещения. В соответствии с нормами Жилищного Кодекса РСФСР единственным основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер, на основании которого заключался договор найма. Договор найма, предоставляемый для регистрации собственности, содержит определённые условия. В данном случае условия договора найма между истцом и начальником XXXX КЭЧ на обслуживание жилого помещения в закрытом военном городке XXXX не несёт за собой право передачи жилого помещения в собственность. То есть указанный договор заключен только на обслуживание, а не на владение, и условий для передачи в собственность не содержит. К тому же изменились условия юридического статуса военного городка, организации и должностное лицо, заключивший договор. В соответствии с п. 13 данного договора в случае принятия нормативных актов, изменяющих права и обязанности Наймодателя и Нанимателя, договор должен быть приведён в соответствии с этими актами. Ответчик просил в удовлетворении требований истца отказать, в связи с тем, что ФГУ «XXXX КЭЧ района» МО РФ не наделено полномочиями на передачу спорного жилого помещения в собственность истца.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно поквартирной карточке на спорную квартиру истец вселился и был зарегистрирован по спорному адресу с XXXX как брат нанимателя.
В судебном заседании установлено, что XXXX XXXX КЭЧ в лице начальника на основании решения жилищной комиссии в/ч XXXX с истцом был заключен договор найма жилого помещения - двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: XXXX, на основании которого истец проживает в спорном жилом помещении вместе с супругой Кочерга О.В. и дочерью Кочерга А.А., которые зарегистрированы с XXXX года.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец вселился в жилое помещение и проживает в нем на законных основаниях.
Доводы ответчика о том, что договор найма между истцом и начальником XXXX КЭЧ от XXXX заключен только на обслуживание, не соответствуют действительным условиям договора.
XXXX истец обратился к ответчику с заявлением о передаче спорного жилья в его собственность, на что получила ответ, согласно которому ФГУ «XXXX Квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ не имеет полномочий от собственника жилых помещений на передачу спорного жилого помещения в собственность.
В силу ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Филиал по XXXX отделение XXXX XXXX от XXXX за Кочерга А.Л. квартир и домовладений в пределах XXXX и XXXX не значится, XXXX в XXXX не приватизирована. Кочерга А.А. участия в приватизации квартир не принимала.
Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Филиал по XXXX отделение XXXX XXXX от XXXX истец является участником приватизации квартиры, расположенной по адресу: XXXX., однако в соответствии с ч.2 ст. 11 Закона РФ от XXXX N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.
Из Согласия выданного нотариусом Романенко Е.В. XXXX следует, что Кочерга Ольга Викторовна дала свое согласие и не возражала на приватизацию жилой площади по адресу: XXXX. Данным согласием она отказалась от права на приватизацию указанной жилой площади, просила в число участников собственности и в приватизационные документы её не включать.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по XXXX от XXXX сведений о правах истца и его дочери Кочерга А.А. на объекты недвижимости не зарегистрированы.
В соответствии ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
На основании ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу требования п.п. 3-4, 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации от XXXX XXXX объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации федеральное имущество, том числе недвижимое (жилое, или нежилое помещение). Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляется территориальные органы федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении федерального имущества, принадлежащего правообладателям на соответствующем вещном праве, по месту регистрации. Правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающим в его ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет в 2-недельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета, также копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета, а также копии документов, подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты, которых приведены в картах сведений об объекте учета.
П.п.1,2 п/п «б,к» Постановления Правительства Российской Федерации от XXXX XXXX «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральными органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральными имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации: контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных сил Российской Федерации, выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество и сделок с ним. XXXX в XXXX находится на балансе ФГУ «XXXX КЭЧ района» МО РФ и закреплен за ним на праве оперативного управления.
При таких обстоятельствах, поскольку Кочерга А.Л., а также несовершеннолетняя Кочерга А.А., XXXX года рождения, на основании Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ» имеют право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения, препятствий к приватизации спорной квартиры в судебном заседании не установлено, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца. То обстоятельство, что спорное жилое помещение, в нарушение установленного законом порядка, не заявлено к учету в реестре федерального имущества, не должно влиять на права заявителя.
По изложенному, на основании ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Федеральное государственное учреждение «XXXX Квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ заключить договор передачи XXXX в XXXX в собственность Кочерга Александра Леонидовича и Кочерга Анастасии Александровны в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения решения в окончательной форме в Приморский краевой суд через Уссурийский городской суд.
Председательствующий:Л.А.Доценко
Мотивированное решение изготовлено XXXX.