2-5485/2010



Дело № 2-5485/2010

РЕШЕНИЕ

ИменемРоссийской Федерации

XXXX Уссурийский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Доценко Л.А.,

с участием представителя УВД по УГО Федорова В.С.,

при секретаре Мысник О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крутогузова Валерия Александровича к Управлению внутренних дел по XXXX городскому округу о признании незаконными действий по снижению надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, взыскании сумм невыплаченной надбавки и денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился к ответчику с указанным иском, ссылаясь на то, что он является сотрудником УВД по XXXX городскому округу, и в соответствии с контрактом от XXXX проходит службу в должности начальника отделения участковых уполномоченных милиции 2-го отдела милиции УВД по XXXX городскому округу.

В соответствии с Федеральным законом от XXXX XXXX – ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы» истец имеет право на получение дифференцированной ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, которая выплачивается в размерах и в порядке определенном Приказом МВД РФ от XXXX XXXX «О выплате сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы». В соответствии с п. 97 Приказа МВД РФ от XXXX XXXX (в редакции от XXXX) указанная надбавка в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы может быть установлена в размере до 120 процентов должностного оклада.

В соответствии с Приказом УВД по XXXX городскому округу XXXX л/с от XXXX после предыдущего обращения истца в суд ответчик в добровольном порядке удовлетворил его требования и установил размер спорной надбавки на период с XXXX по XXXX в размере – 100 процентов, при этом по решению Уссурийского городского суда от XXXX в пользу истца была взыскана денежная компенсация за задержку выплаты указанной надбавки. Однако, приказом УВД по XXXX городскому округу XXXX л/с от XXXX и приказом УВД по XXXX городскому округу XXXX л/с от XXXX истцу была установлена надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы на период с XXXX по XXXX в размере – 20 процентов. По мнению истца, установление надбавки в указанном размере, является незаконным, поскольку, произведено не в соответствии с п. 97 Приказа МВД РФ от XXXX XXXX (в редакции от XXXX) регламентирующего принцип установления указанной надбавки в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, а вседствии предвзятого отношения руководства УВД по XXXX городскому округу к истцу. Ни один из сотрудников подразделения, возглавляемого истцом не имеет столь низкой надбавки, условия службы истца по сравнению с XXXX годом не изменились, средний размер надбавки определен приказом УВД по XXXX XXXX л/с от XXXX в размере 100 и 120 процентов, состав сотрудников и местность прохождения службы не изменилась. Временное неисполнение истцом обязанностей службы не является виновным, а связано с его обучением, болезнью и тем, что он один воспитывает несовершеннолетнего сына. За защитой нарушенных прав истец постоянно вынужден обращаться в суд, так по решению Уссурийского городского суда от XXXX ответчик был обязан предоставить истцу 99 дополнительных дней отпуска.

Истец является ветераном боевых действий в Чеченской Республике, имеет правительственные награды, длительную выслугу службы в МВД, является руководителем подразделения отделения участковых уполномоченных милиции 2-го отдела милиции УВД по XXXX городскому округу и указанные действия ответчика причиняют ему моральный вред, оцениваемый им в 10 000 рублей, связанный с нарушением законных прав на получение надбавки. В связи с чем, истец просил суд, признать незаконным приказ начальника УВД по XXXX городскому округу о выплате ежемесячной надбавки за сложность и напряженность XXXX л/с от XXXX, а также действия УВД по УГО повлекшие уменьшение денежного довольствия, взыскать с УВД по XXXX городскому округу в его пользу в счет выплаты надбавки за сложность и напряженность за период с декабря XXXX года по апрель XXXX года – 11798 рублей 40 копеек, в счет компенсации морального вреда 10 000 руб.

В судебном заседании истец на своих требованиях настаивал, уточнил сумму задолженности по выплате надбавки за сложность и напряженность за период с января XXXX года по апрель XXXX года с учетом 30% районного коэффициента и 30 % дальневосточной надбавки в размере 18 877 рублей 44 копейки, просил признать действия УВД по УГО по уменьшению выплаты на XXXX год незаконными.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, представил отзыв, в котором указал, что в соответствии со ст.1 Закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов РФ на иные условия службы" устанавливает состав и формирование денежного довольствия всех сотрудников. Денежное довольствие сотрудников состоит из оклада денежного содержания, который в свою очередь формируется из оклада по занимаемой штатной должности и оклада по специальному званию. Оклад денежного содержания составляет обязательную часть выплат. Кроме оклада денежного содержания денежное довольствие могут составлять и другие надбавки (дополнительные выплаты), которые будут у сотрудника при наступлении соответствующих условий. К дополнительным выплатам относятся: процентная надбавка за выслугу лет; процентная надбавка за ученую степень и ученое звание; дифференцированные ежемесячные надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы; премии за образцовое выполнение служебных обязанностей; единовременное денежное довольствие за добросовестное исполнение служебных обязанностей; материальная помощь. Установление и изменение размеров дополнительных выплат в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством не могут относиться к изменению существенных условий труда, если при их установлении и изменении соблюдались требования действующего законодательства. Одной из дополнительных выплат денежного довольствия сотрудников является ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы, которая выплачивается в размерах и порядке, определенном приказом МВД РФ XXXX от XXXX года. Надбавки устанавливаются приказом начальника органа внутренних дел (подразделения, учреждения, организации МВД России), который по своему усмотрению и в пределах своих полномочий определяет размер и срок действия данной надбавки для каждого сотрудника, в установленном законодательством РФ порядке. Таким образом, начальнику предоставлено право самостоятельно решать, вопросы установления размера и период на который устанавливается надбавки. Надбавка может быть установлена до 120% должностного оклада. Она не носит обязательный характер установления в 100% или в 120 %, а значит, установление и изменение ее размера не может относиться к изменению существенных условий труда.

Спорная надбавка, по мнению ответчика, не является обязательной, и размер ее определяется дифференцированно при соблюдении определенных условий, а приказами УВД по XXXX городскому округу XXXX л/с и XXXX л/с истцу не изменялась, а устанавливалась надбавка за сложность и напряженность на период с XXXX 20 процентов должностного оклада. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму. Надбавка устанавливается приказом руководителя органа внутренних дел (подразделения, учреждения, организации МВД России) с указанием ее конкретного размера для каждого сотрудника. Надбавка руководителям устанавливается соответствующим вышестоящим руководителем. В случае изменения условий, являющихся основанием для назначения надбавки, ее размер может быть изменен путем издания соответствующего приказа. Средний размер надбавки с учетом состава сотрудников на территории приморского края установлен в размере 100 %, это не значит, что всему личному составу должна быть установлена надбавка в размере 100%. Спорная надбавка может быть установлена в размере от 1 до 120 %, а средний ее размер не должен превышать 100%. Исходя их того, что с XXXX года истец длительное время не исполняет обязанности службы в связи с его обучением, болезнью и использованием дополнительных дней отдыха спорная надбавка была установлена ему в размере 20 процентов. Нарушений требований закона и оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда в пользу истца не имеется.

Кроме того, представитель ответчика пояснил, что состав подразделения, где проходил службу истец по сравнению с XXXX годом не менялся, так же как и местность прохождения службы. Спорная надбавка была установлена истцу в размере 20 %, поскольку по роду своей деятельности он постоянно находится в кабинете, не выезжает за пределы XXXX, в XXXX году фактически не отработал ни одного дня, в связи с чем, его обязанности выполняли другие лица, объем работы у которых, увеличился.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 97 ранее действовавшего Приказа МВД РФ от XXXX XXXX (в редакции от XXXX) и Приказом МВД РФ XXXX от XXXX «О денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» регламентирующего принцип установления указанной надбавки в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы установление спорной надбавки зависит только от состава сотрудников и местности прохождения службы, при этом другие обстоятельства в силу закона не могут учитываться. Временное неисполнение истцом обязанностей службы не являющееся виновным не может служить критерием определения размера надбавки, поскольку, носит дискриминационный характер, а размер надбавки не должен быть ниже, чем у сотрудников подразделения милиции, которое возглавляет истец. Кроме того, по сравнению с XXXX года в котором размер спорной надбавки истца составлял 100 процентов, условия службы истца, состав сотрудников и местность прохождения службы не изменились, что подтверждается документально и не оспаривается ответчиком. Учитывая, изложенное размер спорной надбавки в XXXX году, по мнению суда, должен быть сохранен в размере, установленном на XXXX год, то есть в размере 100 процентов.

Согласно пункту 8 статьи 1 Федерального закона от XXXX № 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", изложенному в редакции указанного выше Федерального закона от XXXX № 122-ФЗ, дополнительные выплаты сотрудникам состоят, в том числе из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму. Таким образом, непосредственно в названном Федеральном законе закреплен принцип определения размера указанной ежемесячной надбавки, в соответствии с которым ее размер дифференцируется в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от XXXX XXXX "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" повышенные размеры ежемесячной надбавки установлены для сотрудников соответствующих федеральных органов исполнительной власти и военнослужащих, проходящих службу (военную службу по контракту) в определенных в пункте 1 этого Постановления местностях, в процентном отношении к окладу по должности (воинской должности) в зависимости от состава сотрудников, к которым они относятся. Возможность дифференциации размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы по иным основаниям, например по характеру выполняемой работы, федеральным законом не предусмотрена. Исходя из правовой сущности этой надбавки, она направлена на компенсацию тех льгот и социальных гарантий, которыми ранее фактически пользовались сотрудники органов внутренних дел в местности, где они проходили службу, в связи с чем ее размер может зависеть только от стоимостного выражения всех льгот в натуральной форме, утраченных тем или иным составом сотрудников, проходящим службу в определенной местности. Таким образом, доводы ответчика о том, что при установлении истцу спорной надбавки в размере 20 % учитывались то, что по роду своей деятельности истец постоянно находится в кабинете, не выезжает за пределы XXXX, а в XXXX году фактически не отработал ни одного дня, в связи с чем, его обязанности выполняли другие лица, объем работы у которых, увеличился, не могут быть приняты судом во внимание.

В соответствии с п.5 Инструкции «О порядке выплаты сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы» в случае изменения характера и режима службы, места жительства и места службы сотрудника размер надбавки может быть изменен, при этом изменение размера надбавки оформляется приказом руководителя. Данные обстоятельства не были установлены в суде, поэтому не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах суд полагает издание ответчиком приказов об установлении истцу спорной надбавки в размере 20 процентов незаконным, а требование истца о взыскании с ответчика в его пользу задолженности по выплате надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы за период с XXXX по XXXX с учетом перерасчета в сумме 18 877 рублей 44 копейки - подлежащим удовлетворению.

Размер невыплаченной надбавки определен истцом верно и не оспаривался ответчиком. Учитывая характер и обстоятельства нарушения трудовых прав истца, его имущественное, семейное положение, личность истца, суд полагает возможным взыскать в его пользу денежную компенсацию морального вреда за нарушение трудовых прав в размере 10 000 рублей.

По изложенному, руководствуясь статьями 194-214 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными и отменить Приказ УВД по XXXX городскому округу XXXX л/с от XXXX и Приказ УВД по Уссурийскому городскому округу XXXX л/с от XXXX в части установления Крутогузову Валерию Александровичу надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере – 20 процентов.

Обязать Управление внутренних дел по XXXX городскому округу установить Крутогузову Валерию Александровичу надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы с XXXX по XXXX в размере – 100 процентов.

Взыскать с Управления внутренних дел по XXXX городскому округу в пользу Крутогузова Валерия Александровича в счет выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы за период с XXXX по XXXX с учетом перерасчета – 18 877 рублей 44 копейки, в счет выплаты денежной компенсации морального вреда – 10 000 рублей, а всего ко взысканию: 28 877 рублей 44 копейки.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня получения решения в окончательной форме в Приморский краевой суд через Уссурийский городской суд.

Председательствующий:Доценко Л.А.

Мотивированное решение изготовлено XXXX