Дело № 2-1178/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
XXXX
Уссурийский городской суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Шароглазовой О.Н.,
при секретаре Румовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дегтярёва Романа Анатольевича к администрации XXXX городского округа о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключения договора найма жилого помещения, с участием в качестве третьего лица ФГУ «XXXX КЭЧ района» Министерства обороны РФ,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части XXXX. В Вооруженных Силах РФ с XXXX года. На основании решения жилищной комиссии войсковой части XXXX от XXXX XXXX ему была выделена из фонда войсковой части однокомнатная квартира, расположенная по адресу: XXXX, ранее занимаемая военнослужащим Малич А.Е. В настоящее время квартира находится в муниципальной собственности. В оформлении правоустанавливающих документов на пользование указанным жилым помещением на условиях социального найма, администрация XXXX городского округа отказала. Другого жилья он не имеет. За период прохождения службы жилой площадью от Министерства обороны РФ он не обеспечивался. Просил суд признать за ним право пользования спорным жилым помещением и возложить на ответчика обязанность по заключению с ним договора найма жилого помещения.
В судебном заседании истец настаивал на исковых требованиях в полном объеме, в обоснование заявленных требований привел доводы, аналогичные изложенным выше.
Представитель администрации XXXX городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Представитель третьего лица - ФГУ «XXXX КЭЧ района» МО РФ в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором не возражал против удовлетворения заявленных требований, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав доводы истца, изучив материалы дела, проанализировав представленные доказательства, суд полагает следующее.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона XXXX от XXXX «Об обороне», имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.
Указом Президента РФ XXXX от XXXX «О мерах по обеспечению военного строительства в РФ» постановлено Правительству РФ до XXXX передать объекты инфраструктуры Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
Постановлением Правительства РФ XXXX от XXXX органам местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социальной инфраструктуры, рекомендовано совместно с соответствующими органами военного управления оформить необходимую документацию, включая финансово-экономическое обоснование расходов на содержание передаваемых объектов.
Представленные Мингосимуществом России, согласованные с Министерством обороны РФ предложения Администрации Приморского края были приняты. Распоряжением Правительства РФ XXXX-р от XXXX перечень объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в муниципальную собственность XXXX городского округа, утвержден распоряжением Губернатора Приморского края XXXX от XXXX.
В связи с введением в действие с XXXX нового Жилищного кодекса РФ, утратил силу ЖК РСФСР и Закон РФ «Об основах федеральной политики», в соответствии с которым органами местного самоуправления принимались решения о предоставлении жилых помещений гражданам, в том числе и военнослужащим, в том числе в домах муниципального и государственного жилищного фонда.
В силу ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено не только предоставление гражданам жилья на условиях договора социального найма, но и определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда отдельным категориям граждан.
В Приморском крае органом государственной власти такого порядка не принято, спорный жилой дом принят в муниципальную собственность без определения его статуса.
Вместе с тем, как ЖК РСФСР, так и новым ЖК РФ установлено, что внеочередное, так и первоочередное предоставление жилья может быть предусмотрено и иным законодательством.
Федеральным законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих» п. 5 ст. 15 установлена специальная норма, согласно которой в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Определениями Конституционного Суда РФ XXXX от XXXX и XXXX от XXXX в рассмотрении вопроса о соответствии п.5 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» Конституции РФ отказано, и при этом указано, что в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, не исключается участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья. Несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей, как граждан, проживающих на территории муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственным органами и органами местного самоуправления. Разрешение вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
При передаче жилого фонда МО РФ в жилищный фонд органа местного самоуправления должен быть определен специальный статус передаваемого жилья. Отсутствие такого решения органа местного самоуправления не может быть принято как основание для отказа военнослужащему в заключении договора найма на жилое помещение, закрепленного за его частью с правом повторного заселения.
Согласно ст.ст. 59, 71 Конституции РФ военная служба является особым видом федеральной государственной службы, то есть военнослужащие имеют особый статус, и обеспечение их жилыми помещениями осуществляется на основе специального законодательства. Специальные нормы названы в п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», тем самым государство приняло на себя обязательства, закрепленные в данной норме.
Из материалов дела следует, что Дегтярёв Р.А. с XXXX поступил на военную службу, проходил обучение в XXXX высшем военном автомобильном командном училище. С XXXX по XXXX проходил службу в 14 отдельной бригаде специального назначения Дальневосточного военного округа; с XXXX по XXXX проходил службу в Управлении 6504 ремонтно-восстановительной базы (фронта) Дальневосточного военного округа; с XXXX по настоящее время зачислен в распоряжение командира 75 отдельного ремонтно-восстановительного батальона округа, о чем свидетельствует выписка из личного дела.
Квартира XXXX XXXX в XXXX была предоставлена истцу на заседании жилищной комиссии XXXX в соответствии с очередностью военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, что подтверждается протоколом жилищной комиссии XXXX. Указанное решение жилищной комиссии является законным, поскольку при предоставлении жилья были проверены нуждаемость истца в предоставлении жилья, очередность, наличие права на получение жилья в зависимости от выслуги лет, что подтверждается документально.
Указанное жилое помещение было ранее занято военнослужащим Малич А.Е.
За время службы Дегтярёв Р.А. жильем не обеспечивался, на праве собственности жилья не имеет, что также подтверждается документально.
Поскольку Дегтярев Р.А. проходит военную службу с XXXX, на основании п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» ему может быть предоставлено жилое помещение на условиях социального найма.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает, что исковые требования Дегтярёва Романа Анатольевича к администрации XXXX городского округа о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключения договора найма жилого помещения обоснованны и подлежат удовлетворению.
По изложенному, руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 214 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Дегтярёвым Романом Анатольевичем право пользования жилым помещением, расположенным в XXXX.
Обязать администрацию XXXX городского округа заключить с Дегтярёвым Романом Анатольевичем договор социального найма по пользованию им жилым помещением, расположенным по адресу: XXXX.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Уссурийский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено XXXX.
ПредседательствующийО.Н.Шароглазова