Дело №2-1940/2011
РЕШЕНИЕ
ИменемРоссийской Федерации
XXXX Уссурийский городской суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Лугининой О.В., при секретаре Нестерович О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к закрытому акционерному обществу «XXXX» о понуждении к устранению нарушений законодательства в области природопользования, с участием в качестве третьего лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в XXXX,
УСТАНОВИЛ:
Уссурийский городской прокурор обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.
Уссурийской городской прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком законодательства в сфере водных отношений, в ходе которой в деятельности ответчика были выявлены нарушения закона. Ответчик осуществляет деятельность по эксплуатации скважины и забор воды в целях питьевого водоснабжения из скважины XXXX, находящейся на территории предприятия. В нарушение требований законодательства, первый пояс зоны санитарной охраны указанной скважины не оборудован и захламлен, проект зоны санитарной охраны указанного источника водоснабжения не разработан, уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации не утверждался, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось. Невыполнение ответчиком требований законодательства нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную среду. На основании изложенного Уссурийский городской прокурор просит обязать закрытое акционерное общество «XXXX» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны на водозаборную скважину XXXX, расположенную на территории указанного предприятия, а также получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований не возражала и пояснила, что ответчиком принято решение с XXXX ликвидировать скважину XXXX.
Представитель третьего лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по XXXX в XXXX в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительных причинах не явки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав прокурора и представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, полагает требования Уссурийского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчиком не оспаривается, последний осуществляет деятельность по эксплуатации скважины и забор воды в целях питьевого водоснабжения из скважины XXXX, находящейся на территории предприятия.
Уссурийской городской прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком законодательства в сфере водных отношений, в ходе которой в деятельности ответчика были выявлены нарушения закона. Ответчик осуществляет деятельность по эксплуатации скважины и забор воды в целях питьевого водоснабжения из скважины XXXX, находящейся на территории предприятия. В нарушение требований законодательства, первый пояс зоны санитарной охраны указанной скважины не оборудован и захламлен, проект зоны санитарной охраны указанного источника водоснабжения не разработан, уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации не утверждался, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось.
Указанные обстоятельства в судебном заседании ответчиком не оспаривались.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от XXXX № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатыватьипроводитьсанитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу п. 4 ст. 18 Федерального закона от XXXX № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В части 2 ст. 19 Федерального закона от XXXX № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В соответствии с п. 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от XXXX XXXX, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.5 названных Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 1.6 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
В соответствии с п. 1.12 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02, в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 1.13 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п. 1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02, отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
В нарушение указанных требований закона ЗАО «XXXX» первый пояс зоны санитарной охраны скважины XXXX не оборудован и захламлен, проект зоны санитарной охраны указанного источника водоснабжения не разработан, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не утверждался, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право человека и гражданина на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности.
Таким образом, невыполнение ЗАО «XXXX» требований названных норм действующего законодательства нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную среду, гарантированные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, поскольку ЗАО «XXXX», эксплуатируя источник питьевого водоснабжения, обязано создать и обеспечить режим в зоне санитарной охраны, во избежание загрязнения источника водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора.
По изложенному, руководствуясь статьями 194 - 214 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать закрытое акционерное общество «XXXX» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны на водозаборную скважину XXXX, расположенную на территории указанного предприятия, а также получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Приморский краевой суд через Уссурийский городской суд.
ПредседательствующийЛугинина О.В.