Дело № 2-1994/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
XXXX Уссурийский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Степановой Е.А. с участием прокурора Абрамова А.А. при секретаре Петренко М.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению XXXX городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «XXXX» о возложении обязанности по разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны,
УСТАНОВИЛ:
Уссурийский городской прокурор обратился с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к МУП «XXXX» о возложении обязанности по разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны, ссылаясь, на то, что XXXX городской прокуратурой проведена проверка исполнения МУП «XXXX» законодательства в сфере водных отношений, в ходе которой в деятельности данного предприятия выявлены нарушения закона. МУП «XXXX» осуществляет деятельность по эксплуатации скважин, и забор воды в целях питьевого водоснабжения из скважин XXXX, 7325 находящихся в XXXX, скважины XXXX в XXXX.В нарушение Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от XXXX № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от XXXX XXXX,первый пояс зон санитарной охраны скважин XXXX, 7325, находящихся в XXXX, скважины XXXX в XXXX не оборудован, проекты зон санитарной охраны указанных источников водоснабжения не разработаны, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не утверждены, санитарно-эпидемиологические заключения не выдавались. Невыполнение предприятием данных требований нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную среду. Просит обязать МУП «XXXX» разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны на водозаборные скважины XXXX, расположенные в XXXX, скважину XXXX, расположенную в XXXX, а также получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологические заключения в шестимесячный срок, со дня вступления в законную силу судебного решения.
В судебном заседании помощник XXXX городского прокурора требования поддержал, дополнил, что сотрудниками прокуратуры проверка производилась на месте нахождения объектов, проверяли состояние скважин, изучалась документация. Ответчику направлялось требование по устранению нарушений.
Представитель МУП «XXXX» с требованиями согласилась, пояснила, что в настоящее время работы по устранению допущенных нарушений производятся. Трудности в исполнении связаны с тем, что в зонах охраны расположены строения, принадлежащие физическим лицам, которые должны быть предупреждены об ограничениях, действующих в зоне санитарной охраны.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, проанализировав представленные доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Всоответствии со ст. 11 Федеральногозакона отXXXX № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц - разрабатыватьипроводитьсанитарно-противоэпидемические профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарныхправилипроведениемсанитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу п. 4 ст. 18 Федерального закона от XXXX № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Частью 2 ст. 19 Федерального закона от XXXX № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В соответствии с п. 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от XXXX XXXX, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно п. 1.5 правил и норм 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 1.6 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
В соответствии с п. 1.12 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 1.13 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п. 1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных требований закона первый пояс зон санитарной охраны скважин XXXX, XXXX, находящихся в XXXX, скважины XXXX в XXXX не оборудован, МУП «XXXX» проекты зон санитарной охраны указанных источников водоснабжения не разработаны, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не утверждены, санитарно-эпидемиологические заключения не выдавались.
Таким образом, невыполнение МУП «XXXX» требований вышеуказанных норм действующего законодательства нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную среду, гарантированные ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, поскольку МУП «Уссурийск-водоканал» эксплуатируя источники питьевого водоснабжения обязано создать и обеспечить режим в зоне санитарной охраны, во избежание загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
По изложенному, руководствуясь ст.ст. 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать МУП «XXXX» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны на водозаборные скважины XXXX, XXXX, расположенные в XXXX, скважину XXXX, расположенную в XXXX.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Приморский краевой суд через Уссурийский городской суд.
Председательствующий:Е.А. Степанова
Решение изготовлено в окончательной форме: XXXX