Дело XXXX
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2011 года Уссурийский городской суд в составе председательствующего судьи Степановой Е.А. при секретаре Петренко М.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску дело по иску Стороженко Татьяны Никитичны к администрации Уссурийского городского округа, Управлению имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа о признании права собственности на объект недвижимости с участием третьего лица Управления архитектуры и градостроительства Уссурийского городского округа, встречному иску администрации Уссурийского городского округа к Стороженко Татьяне Никитичне о признании строения самовольной постройкой и возложении обязанности по сносу
У С Т А Н О В И Л:
Стороженко Т.Н. обратилась в суд с названными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что XXXX она в соответствии с порядком, установленным статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, получила разрешение XXXX на строительство здания по ремонту и изготовлению ювелирных изделий по адресу: XXXX. Согласно техническому паспорту по состоянию на XXXX здание по ремонту и изготовлению ювелирных изделий готовностью 99% построено.
Здание возведено на земельном участке, предоставленном ей в аренду по договору аренды земельного участка XXXX от XXXX, на срок с XXXX по XXXX, на основании постановления главы муниципального образования от XXXX XXXX «О правах на земельный участок».
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер XXXX, о чем имеется кадастровый план земельного участка от XXXX XXXX.
В апреле 2010 года истица обратилась в управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа за разрешением на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. Письмом XXXX от XXXX ей было отказано в выдаче разрешения из-за несоответствия объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
Зарегистрировать право собственности на возведенное здание в установленном законом порядке не представляется возможным, что нарушает и законные интересы истицы собственника.
Возведенным зданием права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушены. Здание не создает угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку Заключением XXXX.2011 по техническому обследованию здания по ремонту и изготовлению ювелирных изделий, расположенного по адресу: XXXX, выполненным Тихоокеанским институтом геомеханики и региональных исследований в строительстве (г. Владивосток, свидетельство члена саморегулируемой организации XXXX от XXXX] установлено, что по состоянию основных несущих и ограждающих конструкций здание соответствует требованиям строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм, правил и стандартов, действующих на территории РФ, и обеспечивающих безопасность эксплуатации объекта.
Ссылаясь на положения ст. 218 ГК РФ, просила признать за ней право собственности на объект недвижимости - здание по ремонту и изготовлению ювелирных изделий готовностью 99%, расположенное по адресу: XXXX общей площадью строения 1160,8 кв.м.
Ответчиком - администрацией Уссурийского городского округа подан встречный иск и дополнение к нему, в котором просит признать здание самовольной постройкой, обязать ответчика осуществить его снос, ссылаясь на то, что ответчику был предоставлен земельный участок на основании договора аренды земельного участка, расположенного на территории муниципального образования XXXX и XXXX от XXXX XXXX общей площадью 398 м 2, находящий по адресу: XXXX, для обслуживания и эксплуатации жилого дома.
XXXX управлением архитектуры и градостроительства администрации Уссурийского городского округа было выдано разрешение на строительство XXXX на строительство здания по ремонту и изготовлению ювелирных изделий. В разделе 2 градостроительного плана земельного участка установлено, что градостроительный регламент земельного участка установлен в составе Правил землепользования и застройки земель муниципального образования XXXX и XXXX, утвержденных решением Думы муниципального образования XXXX и XXXX от XXXX XXXX. Названным решением предусмотрено, что Правила являются нормативным правовым актом, разработанным на основе градостроительной документации в соответствии с Градостроительным и Земельным кодексами Российской Федерации, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, XXXX, Уссурийского городского округа, определяющими основные направления социально-экономического и градостроительного развития территории Уссурийского городского округа, охраны и использования его культурного наследия, окружающей среды и природных ресурсов, Уставом муниципального образования. Они обязательны для органов государственной власти (в части соблюдения градостроительных регламентов), органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность и земельные отношения на территории муниципального образования, а также судебных органов - как основание для решения споров по вопросам землепользования и застройки.
Земельный участок, предоставленный ответчику, расположен в зоне Ж-4.
В соответствии со ст. 23 Правил Ж-4 - зона многоэтажной жилой застройки. Зона многоэтажной жилой застройки Ж-4 выделена для обеспечения правовых условий формирования кварталов многоквартирных жилых домов без ограничения уровня этажности (при условии соблюдения принципов построения силуэта застройки и размещения градостроительных акцентов) с высокой плотностью застройки, а также сопутствующих объектов повседневного обслуживания местного уровня, скверов, игровых и спортивных площадок.
Параметры жилой многоэтажной застройки устанавливаются в соответствии с требованиями СНиП и (или) утвержденной градостроительной (проекты детальной планировки и застройки, проекты застройки) документации либо определяются при разработке градостроительной и проектной документацией, при этом максимальный коэффициент застройки участка 30%, минимальный коэффициент озеленения участка 55%.
Ответчиком построено здание общей площадью 500 м2, площадь здания за пределами участка составляет 180 м2, что подтверждается сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Уссурийского городского округа. Учитывая, что здание, возведенное ответчиком, является общественным, это повлечет необходимость размещения парковки возле здания, что приведет к аварийной ситуации на территории, поскольку площадь земельного участка на перекрестке улиц не позволяет ее разместить в соответствии с нормативами и стандартами. Разрешения на размещение парковки ответчиком не представлено.
Как следует из сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Уссурийского городского округа, объект расположен на красной линии по XXXX и выходит за пределы красной линии по XXXX на 2 метра.
Красные линии, указанные в сведениях из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Уссурийского городского округа, были нанесены на основании Генерального плана развития XXXX, утвержденного решением Уссурийского городского Совета народных депутатов от XXXX XXXX, что подтверждается письмом управления градостроительства от XXXX XXXX и решением Уссурийского городского Совета народных депутатов от XXXX XXXX «Об утверждении генерального плана развития XXXX».
На основании ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории.
В соответствии с постановлением главы Уссурийского городского округа от XXXX XXXX «Об утверждении проекта межевания» утвержден проект межевания территории в г.Уссурийске в границах улиц Комарова, Кирова, Некрасова, Комсомольская, Горького, Куйбышева, Советская, Ермакова, Некрасова; Амурская, Ленина, Комсомольская, Кирова; Комарова, Горького, Орджоникидзе, Некрасова; Энгельса, Кирова, Орджоникидзе, Некрасова.
Публичный сервитут - сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения ("Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут" (утв. Росземкадастром XXXX).
На основании ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Красные линии в границах спорного объекта установлены нормативным муниципальным правовым актом Уссурийского городского округа, т.е. установлен публичный сервитут.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа в соответствии с постановлением администрации Уссурийского городского округа от XXXX XXXX «Об утверждении Положения об Управлении градостроительства администрации Уссурийского городского округа» осуществляет ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Уссурийского городского округа в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от XXXX № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от XXXX XXXX «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
Сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Уссурийского городского округа от XXXX № 16-4374 являются официальным документом, подтверждающим факт расположения спорного объекта с нарушением градостроительных норм.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности XXXX4 исковые требования поддержала и пояснила, что при проведении тахеометрической съемки наличие на XXXX красной линии не установлено, такое ограничение в кадастровом паспорте земельного участка не вводилось. Публичный сервитут по XXXX не установлен. Расширение дороги сомнительно, т.к. улица тупиковая, тротуара там никогда не было, имеется красная линия по XXXX, т.к. проходит федеральная трасса. При указанном коэффициенте застройки при выделенной площади земельного участка, фактически отсутствует место для строительства. Рабочий проект здания был согласован без каких-либо замечаний. Когда было сказано о необходимости согласования парковки, таковая была согласована. В градостроительном плане земельного участка в графе максимального процента застройки указано, что заполнения не требуется. По вопросу увеличения земельного участка с целью благоустройства обращались, но до того как не будет узаконен объект недвижимости, дополнительно земельный участок для проведения благоустройства выделен не будет. От смежных пользователей получены заявления, что их права возведенным зданием не нарушены. Данное здание красиво по архитектуре, украшает город, в нем будут предоставлены рабочие места, будет иметься возможность изготавливать ювелирные изделия меньшей стоимостью и с тематикой XXXX.
Представитель ответчика администрации Уссурийского городского округа и третьего лица XXXX5 возражала против удовлетворения иска Стороженко Т.И., поддержала встречный иск, дополнительно пояснила, что в градостроительном плане не указан максимальный коэффициент застройки, однако в разделе информации о градостроительном регламенте, указано, каким актом он утвержден. Красная линия по XXXX обозначена с целью планируемого расширения дороги. В администрации не найден рабочий проект здания. При согласовании рабочего проекта проверялся только фасад здания. Истице был предоставлен в аренду земельный участок площадью 398 кв.м, фактически она пользуется земельным участком площадью 520 кв.м
Позиция данного ответчика была поддержана представителем Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как предусмотрено ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядкепорядкепорядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и пояснениями сторон, что в соответствии с Постановлением главы администрации Уссурийского городского округа XXXX от XXXX истице был утвержден проект границ земельного участка по XXXX в г. XXXXю 0, 0398 га для обслуживания жилого дома с ограничением права пользования в границах охранной зоны линии связи и красной линии по XXXX же заключен договор аренды земельного участка по XXXX с теми же ограничениями. XXXX издано постановление главы XXXX о согласовании проектирования здания по ремонту ювелирных изделий по XXXX в XXXX на арендованном земельном участке. Истице предписывалось получить в Управлении архитектуры и градостроительства архитектурно-планировочное задание на проектирование объекта и предоставить на согласование в этот орган проектную документацию до XXXX, оформить документы о разрешении строительства. Из представленных документов следует, что рабочий проект был выполнен в 2006 году ОАО «Дальвостокагропомпроект», согласован к дальнейшей разработке Управлением архитектуры, разрешение на строительство здания по ремонту и изготовлению ювелирных изделий выдано XXXX со сроком действия до XXXX, в дальнейшем разрешение продлено до XXXX При строительстве один из торцов здания построен по XXXX по уровню красной линии, также как находящийся радом 5-этажный жилой дом.
Из документов, представленных администрацией Уссурийского городского округа, следует, что по XXXX здание вышло за границы предоставленного участка и красную линию по этой улице на 2 метра.
Анализируя данное обстоятельство, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1пунктом 11 статьи 1пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно части 1 статьи 41части 1 статьи 41части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривается подготовка документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.
Тем самым в соответствии с пояснениями представителя ответчика в данном проекте должны быть линии, обозначающие планируемые к строительству дороги.
Согласно пункту 3.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от XXXX N 18-30, предусмотрены основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
Как определено п. 4.1 Инструкции проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 Разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2000 или на кальке с дециметровой сеткой. На разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, а также начала кривых (пункты 5.2, 5.7 Инструкции).
Концевые и поворотные точки красных линий закрепляются на местности геодезическими знаками постоянного типа и координируются с точностью 0,05 м относительно ближайших точек опорной геодезической сети (пункт 5.10 Инструкции).
Согласно подпункту 1подпункту 1подпункту 1, 4 пункта XXXX пункта 3.2.14 пункта 3.2.1 Инструкции проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений. Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают: схему размещения проектируемой территории в структуре поселения (М 1:10000 - М 1:5000); план современного использования территории (опорный план); план красных линий (основной чертеж); разбивочный чертеж красных линий; схему организации транспорта и улично-дорожной сети; схему размещения инженерных сетей и сооружений; схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.
Ответчиком указанных документов в отношении утверждения красных линий, доказательств планирования расширения дороги не представлено.
Кроме того, ст. 70.1 ЗК РФ предусмотрено резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет. Порядок такого резервирования определен Постановлением Правительства РФ от XXXX N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд"Постановлением Правительства РФ от XXXX N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд"Постановлением Правительства РФ от XXXX N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд". Ответчиком доказательств резервирования земель для строительства дороги по XXXX не представлено.
Кроме того, довод представителя истца о сомнительности наличия красной линии по XXXX с целью расширения дороги, заслуживает внимания, учитывая, что участок XXXX, на котором расположен объект недвижимости, тупиковый, имеет линию ЛЭП, застройка улицы уже сложилась.
Из представленных документов следует, что план благоустройства был согласован Управлением архитектуры и градостроительства XXXX При предъявлении замечаний по поводу автостоянки она была спроектирована и согласована с ГИБДД, что также подтверждается планом благоустройства. Из этого же плана видно, что строительство здания по красной линии XXXX согласовано.
Представленный рабочий проект здания также был согласован Управлением архитектуры и градостроительства в 2006 году к дальнейшей разработке. Из проекта усматривалось, что площадь первого этажа здания об больше чем площадь, земельного участка, предоставленного в аренду. Как следует из заключения XXXX.04-2011 XXXX института геомеханики и региональных исследований в строительстве при обследовании здания рабочий проект был представлен. Из заключения следует, что год постройки здания – 2008, XXXX Управлением архитектуры и градостроительства было продлено разрешение на строительство до XXXX, тогда как, учитывая год постройки здания, было видно, что оно выходит за пределы выделенного земельного участка. Согласно данным техпаспорта площадь первого этажа здания составляет 498 кв.м.
Ответчиком утвержденный проект здания в судебное заседание не представлен.
Согласно названному заключению здание соответствует требованиям строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил, конструкции здания обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Истицей представлены заявления собственника XXXX, председателя домового комитета XXXX, председателя ГСК «Строитель» XXXX7, о том, что права и законные интересы собственников указанных объектов возведенным зданием не нарушены.
На невозможность предоставления в аренду дополнительного земельного участка для выполнения требований по благоустройству ответчик не ссылался, истица возражений в этой части не имеет.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 218, 222 ГК РФ, принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств, обосновывающих необходимость наличия красной линии на участке XXXX, где расположено здание, планирования расширения дороги и резервирования в этих целях земли, фактического разрешения строительства здания на большем земельном участке, чем было выделено в аренду, подтверждение истицей возведения объекта в соответствии со строительными нормами и правилами, отвечающего требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Во встречном иске отказывает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать право собственности Стороженко Татьяны Никитичны на объект недвижимости – здание по ремонту и изготовлению ювелирных изделий готовностью 99% по XXXX в XXXX общей площадью 1 160 квадратных метров.
В удовлетворении встречных исковых требований администрации Уссурийского городского округа отказать.
Решение может быть обжаловано в XXXXсуд через Уссурийский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий : Степанова Е.А.
Мотивированное решение изготовлено XXXX