Дело № 2-1157/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
XXXX Уссурийский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Доценко Л.А.,
с участием представителя истца – Благодеровой И.В.,
при секретаре Мысник О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина Дмитрия Игоревича и Никитиной Екатерины Викторовны к Федеральному государственному учреждению «XXXX» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, с участием третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по XXXX, Территориального агентства по управлению государственным имуществом в XXXX,
УСТАНОВИЛ:
Истец Никитин Д.И. на основании договора найма служебного жилого помещения XXXX от XXXX является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: XXXX, в которой проживает совместно с женой Никитиной Е.В. XXXX истцы обратились с заявлением о приватизации вышеуказанного жилого помещения к начальнику ФГУ «XXXX района» МО РФ, на что получили отказ, поскольку ФГУ «XXXX района» МО РФ не имеет полномочий от собственника жилых помещений на передачу жилого помещения, в котором проживают заявители, в собственность. С данным решением истцы не согласны, поскольку оно незаконно и нарушает их права. Кроме того, документов, подтверждающих регистрацию спорного жилого помещения как служебного, не имеется. В связи с чем, заявители просили суд признать за ними право общей долевой собственности на XXXX в XXXX в порядке приватизации.
В судебном заседании представитель истцов на исковых требованиях настаивала, привела доводы, аналогичные изложенным выше, дополнив, что документов, свидетельствующих о том, что спорная квартира является служебной не имеется, поскольку таковые отсутствуют.
Представители Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГУ «XXXX района» МО РФ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по XXXX в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель третьего лица Территориального агентства по управлению государственным имуществом в XXXX в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что XXXX в XXXX закреплен на праве оперативного управления за ФГУ «XXXX района», подведомственным Министерству обороны РФ. В свою очередь, МО РФ определен уполномоченный орган, осуществляющий управление и распоряжение недвижимым имуществом - Департамент имущественных отношений МО РФ.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что XXXX ФГУ XXXX района» в лице начальника с Никитиным Д.И. был заключен договор найма служебного жилого помещения XXXX – однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: XXXX, на основании которого истец проживает в спорном жилом помещении вместе с супругой Никитиной Е.В. (л.д.7,8-9).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцы вселились в жилое помещение и проживают в нем на законных основаниях с XXXX согласно поквартирной карточки (л.д.14).
XXXX истцы обратились к ответчику с заявлением о передаче спорного жилья в собственность, на что получили ответ, согласно которому ФГУ «XXXX» Министерства обороны РФ не имеет полномочий от собственника жилых помещений на передачу спорного жилого помещения в собственность.
В соответствие с п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от XXXX XXXX государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Доводы представителя истца о том, что после принятия решения о включении жилого помещения в число служебных, данное жилье должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости, обоснованы.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по XXXX от XXXX, сведений о правах на объект недвижимого имущества - XXXX, не зарегистрированы (л.д.11).
Из уведомления Управления имущественных отношений администрации XXXX городского округа от XXXX XXXX следует, что спорная квартира отсутствует в Реестре муниципального имущества XXXX городского округа (л.д.12).
В силу Сообщения Росимущества от XXXX XXXX сведения о спорном жилом помещении в реестре федерального имущества не значатся, так как ФГУ «XXXX», как правообладатель вышеуказанного имущества, не предоставило сведения о данном объекте в соответствие Положением об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от XXXX XXXX (л.д.13).
Документальных доказательств, подтверждающих регистрацию спорной квартиры как служебного, ответчиками суду не представлено в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от XXXX, сведений о правах Никитина Д.И. и Никитиной Е.В. на объекты недвижимости не зарегистрированы.
В соответствии ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
На основании ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу требования п.п. 3-4, 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации от XXXX XXXX объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации федеральное имущество, том числе недвижимое (жилое, или нежилое помещение). Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляется территориальные органы федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении федерального имущества, принадлежащего правообладателям на соответствующем вещном праве, по месту регистрации. Правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающим в его ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет в 2-недельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета, также копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета, а также копии документов, подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты, которых приведены в картах сведений об объекте учета.
П.п.1,2 п/п «б,к» Постановления Правительства Российской Федерации от XXXX XXXX «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральными органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральными имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации: контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных сил Российской Федерации, выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество и сделок с ним. XXXX в XXXX находится на балансе ФГУ «XXXX района» МО РФ и закреплен за ним на праве оперативного управления (л.д.8).
Согласно ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
В соответствии с ч.2 ст.233 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда право собственности подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
Как следует из ст.ст. 244-245 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из сособственников в праве собственности или без определения таких долей. Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех участников, доли считаются равными.
При таких обстоятельствах, поскольку Никитин Д.И. и Никитина Е.В. на основании Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ» имеют право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения, препятствий к приватизации спорной квартиры в судебном заседании не установлено, суд полагает необходимым удовлетворить требования истцов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-214 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Никитиным Дмитрием Игоревичем и Никитиной Екатериной Викторовной право общей долевой собственности в порядке приватизации на XXXX в XXXX.
Данное решение суда является основанием для регистрации права общей долевой собственности за Никитиным Дмитрием Игоревичем и Никитиной Екатериной Викторовной на XXXX в XXXX.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в 10-дневный срок со дня получения изготовления решения в окончательной форме в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено XXXX.
Председательствующий: Доценко Л.А.
Копия верна: Доценко Л.А.