Дело № 2-557/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
XXXX Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Степановой Е.А. при секретаре Петренко М.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Уссурийского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей XXXX городского округа к Администрации XXXX городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по оборудованию муниципальных котельных резервными источниками электропитания с привлечением третьих лиц МОУ детский сад XXXX XXXX, МУП «XXXX», МОУ УГО «XXXX»,
УСТАНОВИЛ:
Уссурийский городской прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей XXXX городского округа обратился в суд с вышеуказанными требованиями, ссылаясь, на то, что в ходе прокурорской проверки соблюдения органами местного самоуправления, а также теплоснабжающими организациями требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства было установлено, что котельные домов культуры XXXX; XXXX; XXXX; XXXX, расположенные в зданиях домов культуры в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от XXXX XXXX закреплены за муниципальным учреждением культуры «XXXX», котельная детского сада XXXX, расположенного в XXXX согласно договору от XXXX XXXX закреплена на праве оперативного управления за муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад XXXX XXXX, здание Станции юных натуралистов (XXXX) в котором расположена котельная станции, право собственности зарегистрировано за XXXX городским округом, обслуживающие объекты образования и культуры XXXX городского округа Приморского края, в нарушение ФЗ от XXXX № 116 -ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов XXXX, XXXX, XXXX Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от XXXX XXXX не обеспечены резервными источниками электроснабжения, т.е. эксплуатируются в отсутствие резервных источников электроснабжения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 3, п.п. 8, 17 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от XXXX № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение основывается на принципе надежности, то есть его безопасности в соответствии с требованиями технических регламентов.Обеспечение надежности теплоснабжения относится к полномочиям органов местного самоуправления, а также является обязанностью теплоснабжающих организаций.
В силу требований п.п. «г», «ж» ст. 11 Федерального закона от XXXX № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления обязаны осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
На основании ч. 7 ст. 15 Федерального закона от XXXX № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
По смыслу ст. 1 Федерального закона XXXX предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Таким образом, действия органов местного самоуправления должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
Согласно ст. 10 Федерального закона о промышленной безопасности, п. «ж» ч. 1 ст. 14 Федерального закона XXXX в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, а также иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вышеуказанные требования действующего законодательства РФ администрацией УГО, а также Станцией юных натуралистов, МОУ детский сад XXXX XXXX, домами культуры эксплуатирующими опасные производственные объекты, исполняются ненадлежащим образом. Администрацией УГО меры, направленные на оборудование муниципальных котельных резервными источниками электропитания, не предпринимались, что свидетельствует о бездействии в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории XXXX городского округа.
Эксплуатация Станцией юных натуралистов, МОУ детский сад XXXX XXXX, и указанными домами культуры опасных производственных объектов в отсутствие резервных источников электропитания также свидетельствует о неготовности к действиям по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Отсутствие резервных источников электропитания на эксплуатируемых муниципальных котельных не только нарушает требования действующего законодательства, но и при возникновении аварийной ситуации не позволит обеспечить бесперебойное теплоснабжение указанных объектов.
Села XXXX городского округа, в которых находятся котельные, отапливающие муниципальные учреждения культуры и образования, значительно удалены друг от друга, а также от XXXX, что в случае одновременной аварийной ситуации в указанных населенных пунктах, не позволит обеспечить бесперебойное теплоснабжение населения всех сел и создаст аварийную ситуацию.
Бездействие администрации УГО по неисполнению требований действующего законодательства в части оборудования опасных производственных объектов - котельных, отапливающих объекты образования и культуры XXXX городского округа, резервными источниками электропитания, может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц. Непринятие своевременных мер к прекращению незаконного бездействия ответчиков может повлечь за собой необратимые последствия, привести к возникновению угрозы жизни и здоровью детей, и, соответственно, нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей XXXX городского округа.
В связи с чем просит признать незаконным бездействие администрации УГО по неисполнению требований действующего законодательства, обязывающего оборудовать опасные производственные объекты - котельные, резервными источниками электропитания. Обязать администрацию УГО обеспечить котельные домов культуры XXXX; XXXX; XXXX; XXXX," XXXX, расположенные в зданиях домов культуры, а также котельную МОУ детский сад XXXX XXXX и котельную Станции юных натуралистов - резервными источниками электропитания в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Уссурийского городского прокурора Абрамов А.С. не требованиях настаивал в полном объеме, привел доводы аналогичные, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации УГО Савицкая О.С. с иском не согласилась, пояснила, что ссылка на бездействие ответчика в решении данного вопроса не обоснованна, данные объекты отапливаются с помощью печей, резервных источников питания не требуется, при проверке котельных отсутствие резервных источников электропитания как нарушение не указывалось. Электроприемники в котельных указанных учреждениий ко второй категории по надежности электроснабжения не относятся.
Представитель МОУ УГО «XXXX» Гордеева Ю.Л. требования истца не поддерживала, пояснила, что здание отапливается твердым топливом, применяется механический насос, из электроснабжения в котельной имеется только осветительный прибор.
Представитель МОУ детский сад XXXX XXXX в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Попова Н.И. требования истца не поддерживала, ссылаясь на то, что площадь детского сад небольшая, здание XXXX года постройки, установлена печь, отопление на твердом топливе.
Представитель МУП «XXXX» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Белых И.М. требования истца не поддерживала, ссылаясь на то, что по результатам проверки, проведенной Ростехнадзором, нарушений в данной части не выявлено, указаний на установку резервных установок не поступало. Котельных как таковых нет, они находятся в зданиях. При отключении электроснабжения негативных последствий не будет, т.к. деятельность клубов фактически не осуществляется, граждане в этом случае будут распущены по домам.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, специалиста Ростехнадзора Коваль П.В., подтвердившего необходимость оборудования котельных резервными источниками электропитания, изучив материалы дела, проанализировав представленные доказательства, полагает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от XXXX № 116 -ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» котельные относятся к опасным производственным объектам.
Как предусмотрено СНиП нормы проектирования котельные установки II-35-76 электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первым или второй категориям, определяемых в соответствии с ПУЭ и п. 1.12 настоящих норм и правил. Пунктом 1. 2.20 "Правил устройства электроустановок. Издание седьмое», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от XXXX N 204 определено, что
электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 3, п.п. 8, 17 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от XXXX № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение основывается на принципе надежности, то есть его безопасности в соответствии с требованиями технических регламентов. Обеспечение надежности теплоснабжения относится к полномочиям органов местного самоуправления, а также является обязанностью теплоснабжающих организаций.
На основании п.п. «г», «ж» ст. 11 Федерального закона от XXXX № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления обязаны осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с ч. 7 ст. 15 Федерального закона от XXXX № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
По смыслу ст. 1 Федерального закона о ЧС предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В судебном заседании установлено, что котельные домов культуры в XXXX, в XXXX, в XXXX, в XXXX, котельная МОУ детского сада XXXX в XXXX, котельная МОУ УГО «Станции юных натуралистов» по XXXX в XXXX находятся в собственности Администрации УГО.
Указанные объекты - котельные, являясь опасными производственными объектами, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства, не оборудованы резервными источниками электропитания. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Отсутствие резервных источников электропитания на эксплуатируемых муниципальных котельных не только нарушает требования действующего законодательства, но и при возникновении аварийной ситуации не позволит обеспечить бесперебойное теплоснабжение указанных объектов.
Таким образом, эксплуатация опасных производственных объектов в отсутствие резервных источников электропитания свидетельствует о неготовности к действиям по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, т.к. действия органов местного самоуправления должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, для обеспечения необходимой надежности электроснабжения указанных объектов необходимо оборудование их резервными источниками питания.
Приведенные истцом и третьими лицами доводы юридического значения не имеют, т.к. требования к оборудованию котельных резервными источниками электроснабжения являются едиными, каких-либо критериев не содержат.
Из пояснений специалиста Коваль П.В. следует, что наличие осветительного прибора в здании станции юных натуралистов означает, что электроснабжение имеется, следовательно, к этой котельной предъявляются те же требования. Согласно пояснениям представителя станции в настоящее время решается вопрос об устройстве котельной с более современным оборудованием. Коваль П.В.показал, в остальных учреждениях при работе котельных применяются насосы, работающие от электроснабжения. Для соблюдения требований во избежание дорогостоящих проектов возможно приобретение электростанций. При проверке котельных их электроснабжение не проверялось, в связи с чем замечания этой части отсутствовали.
В связи с этим требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
По изложенному, руководствуясь ст.ст. 197, 198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Бездействие Администрации XXXX городского округа по неисполнению требований действующего законодательства, обязывающего оборудование котельных резервными источниками электропитания - признать незаконным.
Обязать Администрацию XXXX городского округа обеспечить резервными источниками электропитания: котельные домов культуры в XXXX, в XXXX, в XXXX, в XXXX, котельную МОУ детского сада XXXX в XXXX, котельную МОУ УГО «XXXX» по XXXX в XXXX - в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд.
Председательствующий: Е.А. Степанова
Решение изготовлено в окончательной форме: XXXX