Дело № 2-644\2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
XXXX Уссурийский районный суд в составе председательствующего судьи Степановой Е.А. при секретаре Петренко М.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубинка Тамары Самойловны, Дубинка Андрея Викторовича, Дубинка Павла Викторовича, Дубинка Натальи Викторовны к ОАО «XXXX», ОАО «XXXX» о признании незаконными действий по установке общедомового прибора учета, включении в квитанции на оплату электроэнергии оплаты расходов на общедомовые нужды
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с названными требованиями, ссылаясь на то, что являются нанимателями жилого помещения - квартиры XXXX, в соответствии со ст. 539 и ст. 540 ГК РФ, являются абонентами (потребителеми) электроэнергии, для бытовых целей. Гарантирующий поставщик электроэнергии - ОАО «XXXX» в лице XXXX отделения филиала «XXXX».
В XXXX года в квитанции на оплату коммунальной услуги электроснабжения, направленной ОАО «XXXX», отдельно от расчета по индивидуальному прибору учета за потребленную электроэнергию, внесена строка ОДН (общедомовые нужды) за предыдущий квартал согласно показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Действия ОАО «XXXX» полагает необоснованными, т.к. согласно приказу №XXXX от XXXX муниципального учреждения «Служба Заказчика» г.XXXX износ дома составляет больше 90%. Приказом установлено, что начисление платы за капитальный ремонт, содержание и текущий ремонт не производить, т.к. дом включен в списки аварийного и ветхого жилья. Согласно акту обследования от XXXX ОАО «XXXX» XXXX года постройки, находится в аварийном состоянии. Электропроводка данного дома в изношенном состоянии. Согласно ст. 13 ФЗ от XXXX №XXXX ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» на аварийное и ветхое жилье запрещено ставить электроустановки. ОАО «XXXX» самовольно, в нарушение ст.ст. 36, 44 ЖК РФ без уведомления и решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, произвел установку коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии на внутридомовые инженерные сети, являющиеся в соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 8 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» утв. Постановлением Правительства РФ от XXXX N 491 общим имуществом собственников помещений. Собственники помещений не разрешали и не согласовывали установку данного прибора на свои инженерные сети; проект на реконструкцию инженерных сетей электроснабжения дома и установку общедомового прибора учета электроэнергии собственникам помещений не предъявлялся; собственники помещений в акте съема первоначальных показаний прибора не участвовали; на баланс собственникам помещений, в состав общего имущества многоквартирного дома, прибор учета не передавался, акт приема-передачи не подписывался, документы на прибор учета не передавались; порядок расчета за потребленную электроэнергию, по показаниям установленного ОАО «XXXX» прибора учета, с собственниками помещений не согласовывался; тип, вид и характеристика прибора общедомового учёта электроэнергии собственникам помещений не известен;
правильность выполненной схемы подключения прибора учета к внутридомовым инженерным сетям, а также его работоспособность ни чем не подтверждена.
Вследствие этого нарушаются право потребителя проверить показания приборов, правильность их учета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от XXXX N 491.
Договор электроснабжения является разновидностью договора купли-продажи, данный вид правоотношений подпадает под регулирование и закона РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату.
Единственным прибором учета, согласованным сторонами в качестве расчетного, являлся индивидуальный прибор учета, установленный для каждой квартиры, т.е. начисление оплаты электроэнергии, начисленной на общедомовые нужды, противоречит положениям п.3 ст.455 и п.1 ст.541 ГК РФ.
В связи с чем просили признать установку общедомового прибора учета незаконной. Признать действия ОАО «XXXX» по включению в квитанцию на оплату коммунальной услуги электроснабжения (согласно показаниям индивидуального прибора учета за потребленную мною электроэнергии строки ОДН (обще домовые нужды) незаконными.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «XXXX», т.к. установлено, что данным лицом произведена установка прибора учета и снимаются показания.
В судебном заседании истица Дубинка Н.В. и ее представитель Стыцюк О.В. требования поддержали, пояснили, что, возможно, ошибочно дом № XXXX не был включен в Постановления администрации XXXX городского округа как ветхое и аварийное жилье. Необходимо учитывать вывод, сделанный ранее муниципальным учреждением. После издания приказа от XXXX начисления на капитальный, текущий ремонт не производились. В настоящее время управляющей компанией начисляются все платежи. Дополнительно просили взыскать в ответчиков расходы на оказание юридических услуг 8000 рублей
Истцы Дубинка Т.С,, Дубинка А.В., Дубинка П.В., Дубинка Н.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. С согласия участников процесса дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель ОАО «XXXX» по доверенности Миллер Н.А. с иском не согласилась, пояснила, что начисления производятся по общедомовому прибору учета, установленному ОАО «XXXX». Сведений о том, что дом относится к ветхому или аварийному жилью, не имеется. Между ОАО «XXXX и прежней управляющей компанией дома ОАО «XXXX» XXXX заключен договор энергоснабжения, прибор учета дома № XXXX указан в приложении договору, как комплекс, по которому производится расчет за отпущенную электроэнергию. Начисления на общедомовые нужды производятся в соответствии Постановлением Правительства РФ от XXXX N 307.
Представитель ОАО «XXXX» по доверенности Усик Н.Р. с иском не согласилась, ссылалась на письменные возражения, в которых указано, что в силу пунктов 88, 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 XXXX N 530 (далее Основные положения), собственники жилых помещений в многоквартирном доме, либо представляющие их интересы исполнители коммунальных услуг приобретают электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации). При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Согласно п. 159 Основных положений, сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).
Федеральным законом «Об энергосбережении и энергетической эффективности» №261-ФЗ (статья 13) установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. предусмотрена обязанность собственников жилых помещений по установке коллективных приборов учета, в том числе электрической энергии, установлен предельный срок, в случае нарушения которого, приборы учета устанавливаются организацией, обеспечивающей передачу электрической энергии, принудительно, за счет собственников.
В силу настоящей статьи, с XXXX организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Аналогичная обязанность собственников жилых помещений но установке коллективных приборов учета, в том числе электрической энергии, предусмотрена п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от XXXX N 491. Настоящими Правилами коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии отнесен к общему имуществу в многоквартирном доме, но в Правилах не содержится нормы, в соответствии с которой данный прибор может быть установлен только на основании решения собрания собственников. Кроме того, данный довод истцов противоречит иным, вышеприведенным положениям действующего законодательства.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии может быть установлен по решению собственников, при условии, что такая установка производится ими самостоятельно и за свой счет.
Коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии, установка которого оспаривается истцами, был установлен ОАО «XXXX», как организацией осуществляющей передачу электрической энергии, обязанной обеспечить надлежащий учет передаваемой (потребляемой) электроэнергии на границе балансовой принадлежности своих электрических сетей и внутридомовых сетей. принадлежащих собственникам многоквартирных домов, в соответствии с действующим законодательством. Прибор учета был установлен сетевой организацией за свой счет, без предъявления соответствующих расходов собственникам помещений жилого дома, как это предусмотрено ст. 13 Закона, в случае принудительной установки прибора учета. Действующее законодательство не содержит запрета на установку коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии организацией осуществляющей передачу электрической энергии до окончания срока, указанного в статье 13 Закона. Собственники не выполняют свою обязанность по установке прибора учета уже более двух лет с момента вступления в силу ФЗ «Об энергосбережении и энергетической эффективности», тем самым игнорируют требования закона. В исковом заявлении не указано, по какой причине, в течение длительного срока собственниками не принято решение об установке коллективных общедомовых приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов, напротив, заявители выражают несогласие с наличием, установленного для них фактически бесплатно общедомового (коллективного) прибора учета, что свидетельствует о явном злоупотреблении заявителями своими правами собственников жилых помещений.
Коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии по адресу: г. XXXX был установлен в соответствии с техническими нормами и правилами в присутствии представителя управляющей компании.
Оплата поставленной в многоквартирный жилой дом электроэнергии, в том числе и для общедомовых нужд, является прямой обязанностью для собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме. Отсутствие коллективного (общедомового) учета позволяет собственникам злоупотреблять своими правами, не оплачивая значительную часть электроэнергии, поставленной в многоквартирный дом, возлагая при этом бремя оплаты указанного количества электроэнергии на сетевую организацию.
Статьей 12 ГК РФ не предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как признание незаконным установки какого - либо технического прибора.
Выслушав участников процесса, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующим выводам.
Как предусмотрено ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до XXXX собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии. До XXXX в части оснащения приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Таким образом, установка общедомовых приборов учета является обязательной.
Из материалов дела следует, что ОАО «XXXX» в лице «XXXX» XXXX линейного отдела Филиала «XXXX» как сетевой организацией XXXX установлен на доме № XXXX общедомовой прибор учета XXXX с нулевыми показателями учета.
Прибор учета был установлен без согласования с собственниками жилых помещений в доме и в отсутствие их решения об установке таких приборов.
Из приведенных положений ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что такое нарушение носит формальный характер и прав собственников жилых помещений не нарушает, поскольку они освобождены в этом случае от расходов по установке общедомового прибора учета. Предусмотренный названными актами порядок установки прибора не исключает его установку сетевой организацией по своей инициативе. Порядок установки, на который ссылаются истцы, применим в том случае, если решение об установке прибора учета принимается собственниками жилых помещений в доме, в сетевую организацию с заявлением о его установке обращаются собственники жилых помещений либо управляющая компания. До настоящего времени собственниками решение об установке другого общедомового прибора учета не принято.
Основания сомневаться в том, что прибор учета установлен с нарушением технических норм у суда отсутствуют, установка прибора осуществлена полномочным учреждением в соответствии со ст.13 ФЗ № 261.
На дату издания приказа МУ «Служба заказчика» от XXXX отсутствовал специальный имеющий юридическую силу нормативный акт, определяющий порядок признания жилых домов непригодными для проживания.
Доказательств того, что дом признан аварийным и подлежащим сносу в порядке, предусмотренном Постановлениями Правительства Российской Федерации от XXXX N 552 "Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания" от XXXX N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" не представлено.
Согласно п.3 Правил "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Приведенный в Приложении № 2 к Правилам порядок расчетов за коммунальную услугу- электроснабжение, предусматривает учет показаний общедомовых приборов. В соответствии со ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Истцы используют электроэнергию, поставляемую ОАО «XXXX» и вносят оплату этой организации. В силу приведенных норм ОАО «XXXX» обоснованно включает в оплату электроэнергии расходы на общедомовые нужды.
Истцы собственниками жилого помещения в доме по XXXX не являются.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 197, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Дубинка Т.С,, Дубинка А.В., Дубинка П.В., Дубинка Н.В. - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Степанова Е.А.
Мотивированное решение изготовлено XXXX