2-1728/2012



Дело №2-1728/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

XXXX

Уссурийский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Ивановой О.В.,

при секретаре Тарасюк Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кудейкина Николая Михайловича на действия Управления жилищной политики администрации XXXX городского округа об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Кудейкин Н.М. обратился в суд с жалобой на отказ Управления жилищной политики администрации XXXX городского округа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В обоснование своих требований указал, что является ветераном и участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы. Обратился в администрацию XXXX городского округа с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветеран и участник Великой Отечественной войны, инвалид второй группы. Однако в постановке на учет было отказано в связи с тем, что Кудейкин Н.М. являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: XXXX с момента продажи дома не истекло 5 лет. Просил суд признать отказ в постановке на учет незаконным, обязать администрацию XXXX городского округа поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана Великой Отечественной войны.

    В судебном заседании представитель заявителя по доверенности доводы жалобы поддержала по основаниям, изложенным выше, дополнила, что до смерти жены заявитель проживал в доме с печным отоплением XXXX-х годов постройки. После смерти супруги продал дом, проживает у внучки в силу своего преклонного возраста и состояния здоровья, нуждается в постоянном уходе, по договору поднайма занимает комнату 7,2 кв. м в доме без услуг. Умышленных действий по ухудшению жилищных условий не совершал.

Представитель администрации XXXX городского округа в судебном заседании с заявлением не согласилась и пояснила, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Просила в удовлетворении заявления отказать.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, полагает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Заявитель обратился в суд с требованием о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязать администрацию XXXX городского округа поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана Великой Отечественной войны.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О ветеранах" в качестве мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны предусмотрено получение и содержание жилых помещений.

В силу п. 4 ст. 14 данного Закона за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до XXXX. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от XXXX N 135-ФЗ, от XXXX N 327-ФЗ, от XXXX N 79-ФЗ)

С XXXX вступил в силу Федеральный закон от XXXX N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2).

Указанными нормативными актами органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, в том числе участников и инвалидов ВОВ.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 15 данного Закона за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем участники Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 1 и ч. 2 ст. 3 Закона Приморского края от XXXX N 389-КЗ (в ред. от XXXX) "Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Приморского края" предоставление участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях), независимо от времени постановки их на учет, мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями осуществляется по их выбору в форме социальной выплаты либо жилого помещения по договору социального найма.

Из приведенных положений закона следует, что право на обеспечение жильем имеют участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.

Частью 2 статьи 52 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что граждане, указанные в ст. 49 ЖК Российской Федерации, вправе состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, в частности, как относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категории граждан; согласно ч. 3 данной нормы принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В судебном заседании установлено, что Кудейкин Николай Михайлович является ветераном участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы бессрочно, что подтверждается удостоверением л.д.9, справкой МСЭ л.д.8. Как следует из свидетельства о смерти, супруга заявителя XXXX4 умерла XXXX.

Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация» л.д. 15 следует, что Кудейкин Николай Михайлович являлся собственником жилого дома по адресу: XXXX на основании договора на предоставление земельного участка под строительство жилого дома на правах личной собственности от XXXX р.№ 135.

Из Договора продажи недвижимости от XXXX л.д. 61 следует, что Кудейкин Н.М. продал вышеуказанный жилой дом площадью 39,10 кв.м. На основании договора поднайма жилого помещения от XXXX л.д. 25 Кудейкин Н.М. занимает неизолированное жилое помещение (комнату в доме) по адресу: г. XXXX, собственником которого является XXXX5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права л.д. 44, выпиской из домовой книги л.д. 14. Данный жилой дом общей площадью 73,2 кв. м, жилой площадью 48,9 кв.м, без коммунальных услуг, что подтверждается техническим паспортом на жилой дом л.д. 31-43. Согласно выписки из домой книги и договора поднайма в жилом доме проживает 4 человека.

Таким образом, Кудейкиным Н.М. были представлены все необходимые документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Также установлено, что Кудейкин Н.М. имеет на праве пользования неизолированную комнату площадью 7,2 кв. м., что ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в Уссурийском городском округе, а также Федерального закона РФ от XXXX N 5-ФЗ "О ветеранах", статья 23.2 которого предусматривает выделение средств на обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров на одного человека, при этом заявитель не имеет в собственности жилых помещений и не является нанимателем муниципального жилого помещения, следовательно, он вправе состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Отказ ответчика в принятии заявителя на учет мотивирован ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В силу статьи 53 ЖК Российской Федерации - граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из смысла данной нормы следует, что указанная статья предусматривает меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, следовательно, она может быть применена к гражданину только в случае доказанности совершения данных действий осознанно, преднамеренно и умышленно с целью приобретения права состоять на учете.

Разрешая спор, суд приходит к выводу о недоказанности намеренного ухудшения заявителем своих жилищных условий ни при продаже жилого дома, при переезде из XXXX и проживании совместно с внучкой, поскольку к моменту продажи жилого дома в XXXX заявитель проживал один, достиг возраста 84 лет, имел заболевания, из-за которых за ним требовался уход, он не мог самостоятельно проживать в неблагоустроенном жилье и содержать его, что и обусловило его вынужденный переезд к родственникам в г.XXXX. При этом жилой дом в г. XXXX заявителю на праве собственности или по социальному найму не принадлежит, является также неблагоустроенным, заявитель имеет лишь право пользования не изолированной комнатой 7,2 кв.м с согласия своих родственников - собственников квартиры. Действия заявителя не направлены исключительно на ухудшение жилищных условий и на приобретение права состоять на учете как нуждающегося в улучшении жилья.

Указом Президента РФ №30 от XXXX "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 года" подтверждена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от XXXX N 5-ФЗ "О ветеранах" площадь жилья на одного человека составляет 22 кв. метра.

При таких обстоятельствах Кудейкин Н.М. являясь участником Великой Отечественной войны, не реализовавший право на обеспечение жильем, имеет право на получение жилого помещения, поэтому отказ Управления жизнеобеспечения администрации XXXX городского округа от XXXX в постановке Кудейкина Н.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является неправомерным, в связи с чем требования заявителя о признании незаконным указанного решения подлежат удовлетворению.

По изложенному, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Управления жизнеобеспечения администрации XXXX городского округа от XXXX в постановке на учет Кудейкина Николая Михайловича в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Обязать администрацию XXXX городского округа поставить Кудейкина Николая Михайловича на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как ветерана участника Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Уссурийский районный суд.

Председательствующий О.В. Иванова

Мотивированное решение изготовлено XXXX