Решение по иску прокурора Успенского района о признании незаконным постановления главы МО Успенский район



К делу №<…> года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Успенское 23 июля 2010 года.

Успенский районный суд, Краснодарского края, в составе:

председательствующего Полонской Г.С.,

при секретаре Конаревой Н.А.,

с участием представителя истца прокуратуры Успенского района Давыдова А.А.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Успенский район Буланова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Успенского района о признании незаконным постановления главы муниципального образования Успенский район о создании «Антитеррористической комиссии муниципального образования по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений на территории района» в части включения в состав антитеррористической комиссии прокурора Успенского района и руководителя Новокубанского межрайонного следственного отдела следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Успенского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы муниципального образования Успенский район №759(в ред. от 13.08.2009) о создании «Антитеррористической комиссии муниципального образования по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений на территории района» в части включения в состав антитеррористической комиссии прокурора района и руководителя Новокубанского межрайонного следственного отдела следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю, указав, что постановлением главы администрации муниципального образования Успенский район от 20.12.2006 №759 (в ред. постановления №707 от 13.08.2009) образована антитеррористическая комиссия муниципального образования по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений на территории района и утвержден ее состав, в который, в нарушение принципа независимости органов прокуратуры, а также требований федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1-ФЗ от 17.01.1992 (в ред. закона №303-ФЗ от 28.11.2009), были включены прокурор Успенского района и руководитель Новокубанского межрайонного следственного отдела следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю, тогда, как федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1-ФЗ от 17.01.1992 (в ред.закона №303-ФЗ от 28.11.2009) определены принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

Согласно п.2 ст.4 №2202-1-ФЗ органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории России законами.

В силу п.3 ст.4 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры и следователи следственного комитета при прокуратуре РФ не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а согласно ст.3 указанного закона на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральным законодательством.

Разделом №2 Положения об антитеррористической комиссии муниципального образования, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования Успенский район №759 от 20 декабря 2006 года, предусмотрены задачи данной комиссии в сфере противодействия терроризму.

Согласно подпункту «б» пункта 2.1 указанного Положения антитеррористическая комиссия участвует в реализации государственной политики в сфере противодействия терроризму на территории Успенского района.

Таким образом, включение в состав антитеррористической комиссии прокурорских работников влечет неправомерное наделение функциями по противодействию терроризму органов прокуратуры, которые в силу ст.3 федерального закона «О противодействии терроризму» №35-ФЗ от 06.03.2006 субъектами противодействия терроризму не являются.

Прокурором Успенского района 18 июня 2010 года, в порядке ст.23 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на постановление главы администрации муниципального образования Успенский район №759 от 20.12.2006 (в ред. от 13.08.2009), принесен протест, который 28 июня 2010 года отклонен.

Постановлением главы администрации муниципального образования Успенский район от 20.12.2006 №759 (в ред.постановления №707 от 13.08.2009) нарушаются интересы Российской Федерации на обеспечение верховенства федеральных законов на всей территории России (ч.2 ст.4 Конституции Российской Федерации), на обеспечение нормальной деятельности прокуратуры, как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени России надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.

Представитель истца Давыдов А.А. в суде поддержал требования о признании незаконным постановления №759 от 20 декабря 2006 года(в ред. постановления №707 от 13.08.2009.2009), незаконным в частивключения в состав антитеррористической комиссии прокурора района и руководителя Новокубанского межрайонного следственного отдела следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю, пояснив, что в соответствии с п.2 ст.4 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1-ФЗ от 17.01.1992 (в ред.закона №303-ФЗ от 28.11.2009) органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории России законами.

Согласно пункту 3 статьи 4 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры и следователи следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, и в силу ст.3 данного закона на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральным законодательством.

Однако в нарушение указанного законодательства постановлением главы администрации муниципального образования Успенский район №759 от 20 декабря 2006 года(в ред.постановления №707 от 13.08.2009.2009)в состав антитеррористической комиссии муниципального образования Успенский район включены прокурор Успенского района и руководитель Новокубанского межрайонного следственного отдела следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю, что противоречит принципам независимости деятельности органов прокуратуры.

Кроме того, согласно ст.3 федерального закона «О противодействии терроризму» №35-ФЗ от 06.03.2006 органы прокуратуры не являются субъектами противодействия терроризму, вследствие чего, включение в состав антитеррористической комиссии прокурора района и руководителя Новокубанского межрайонного следственного отдела следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю возлагает на органы прокуратуры функции по противодействию терроризму.

Представитель ответчика администрации Успенского района Буланов А.Н. - в суде требования не признал и пояснил, чтооспариваемое постановление главы администрации муниципального образования Успенский район от 20 декабря 2006 года №759 «О создании антитеррористической комиссии муниципального образования Успенский район по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений на территории района» (в редакции постановления администрации муниципального образования Успенский район от 13 августа 2009 года №707) подготовлено и принято на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 30 октября 2006 года №945 «О мерах по противодействию терроризму на территории Краснодарского края», которым утвержден Перечень должностных лиц, входящих в состав антитеррористической комиссии Краснодарского края.

В указанном Перечне указаны такие должности как прокурор Краснодарского края и руководитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю.

Антитеррористическая комиссия Краснодарского края выполняет функции по контролю и координации деятельности антитеррористических комиссий муниципалитетов, в том числе муниципального образования Успенский район, в связи с чем, что включение должностных лиц прокуратуры Успенского района и Новокубанского МРСО СУ СК при прокуратуре РФ в состав антитеррористической комиссии, не нарушает требований ч.3 ст.4 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17 января 1992 года.

Кроме того, прокурор Успенского района и руководитель Новокубанского МРСО СУ СК при прокуратуре РФ включены в состав антитеррористической комиссии муниципального образования Успенский район «по согласованию», что означает отсутствие императивного указания на их участие в работе комиссии, а потому в случае, если работа в составе антитеррористической комиссии является невозможной для данных должностных лиц в силу указаний закона, постановление администрации муниципального образования Успенский район не обладает юридической силой, способной возложить на таких лиц указанные обязательства.

Выслушав стороны, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст.4 №2202-1-ФЗ федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1-ФЗ от 17.01.1992 (в ред. закона №303-ФЗ от 28.11.2009) органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, политических партий, иных общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории России законами.

Согласно п.3 статьи 4 указанного закона прокуроры и следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Как следует из постановления главы администрации муниципального образования Успенский район №759 от 20 декабря 2006 года (в ред. постановления №707 от 13.08.2009.2009), в частности приложения №3, из которого следует, что в состав антитеррористической комиссии администрации муниципального образования Успенский район включены прокурор Успенского района и руководитель Новокубанского межрайонного следственного отдела следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю(по согласованию), тем самым участие в антитеррористической комиссии муниципального образования должностных лиц органов прокуратуры возлагает на них, в нарушение действующего законодательства, выполнение функций по противодействию терроризму, тогда, как в соответствии со ст.3 федерального закона «О противодействии терроризму» №35-ФЗ от 6.03.2006(с послед. изменениями и дополнениями) противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Как видно из протеста №07-02/2010-3317 от 18.06.2010, прокурором Успенского района на оспариваемое постановлениеглавы администрации муниципального образования Успенский район №759 от 20 декабря 2006 года(в ред. постановления №707 от 13.08.2009.2009) принесен протест с требованием привести данный акт в соответствие с действующим законодательством, однако ответом от 28.06 2010 №01-18/2459 указанный протест отклонен по тем основаниям, что опротестованное постановление главы администрации подготовлено и принято на основании постановления главы администрации Краснодарского края №945 от 30.10.2010 «О мерах по противодействию терроризму на территории Краснодарского края», которым также утвержден перечень должностных лиц, входящих в состав антитеррористической комиссии Краснодарского края и в состав комиссии включены такие должности, как прокурор Краснодарского края и руководитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю, а также и то, что антитеррористическая комиссия Краснодарского края выполняет функции по контролю и координации деятельности Антитеррористических комиссий муниципалитетов, в том числе муниципального образования Успенский район, вследствие чего, присутствие должностных лиц прокуратуры Успенского района и Новокубанского МРСО СУ СК при прокуратуре РФ в составе антитеррористической комиссии муниципального образования Успенский район не нарушает требований части 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Ссылки представителя ответчика на то, что включение прокурора района и руководителя Новокубанского МРСО СУ СК при прокуратуре РФ в состав антитеррористической комиссии муниципального образования «по согласованию», означает отсутствие императивного указания на их участие в работе комиссии, а потому в случае, если работа в составе антитеррористической комиссии является невозможной для данных должностных лиц в силу указаний закона, оспариваемое постановление не обладает юридической силой, способной возложить на таких лиц, указанные обязательства, суд считает несостоятельными, поскольку принцип независимости в деятельности органов прокуратуры имеет важнейшее государственное и политическое значение, так как только при последовательном его соблюдении прокуратура может обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности на территории Российской Федерации, защитить права и свободы человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства. Независимость прокуратуры обеспечивается организационным построением ее органов, порядком их образования, порядком осуществления в них подчиненности и подконтрольности.

Таким образом, включение в состав антитеррористической комиссии муниципального образования Успенский район прокурора района и руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю нарушает принципы независимости организации и деятельности прокуратуры и не может быть признан, как законным и обоснованным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать постановление главы администрации муниципального образования Успенский район от 20.12.2006 № 759 (в ред. постановления №707 от 13.08.2009) «О создании Антитеррористической комиссии муниципального образования Успенский район по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений на территории района» незаконным в части включения в состав Антитеррористической комиссии прокурора Успенского района и руководителя Новокубанского межрайонного следственного отдела следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий /подпись/