К делу 2-1\2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2011 года (10 часов) с. Успенское
Успенский районный суд Краснодарского края
в составе:
председательствующего Израиловой О.Н.,
при секретаре Безбородовой Н.В.
с участием:
представителя заявителя Качаровой Л.А.
представителя заинтересованного лица Жиляева Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Фурмана С.Ф. об оспаривании неправомерного решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л :
Фурман С.Ф. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования Успенский район от 23.11.2010 года № 1630 Об отказе в принятии гражданина С.Ф. Фурман на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, принятого на основании заключения уполномоченного органа по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального образования Успенский район от 15 ноября 2010 года об отказе во включении С.Ф. Фурман в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации муниципального образования Успенский район.
В обоснование своих требований Фурман С.Ф. указал, что является ветераном-участником и инвалидом Великой Отечественной войны и имеет право на предоставление социальной поддержки, установленной ФЗ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», в том числе как нуждающийся в улучшении жилищных условий на обеспечение жильем. В собственности жилого помещения у него не имеется, а домовладение <адрес> в <адрес>, принадлежащее его сыну, в котором он проживает в настоящее время – имеет площадь 61 кв.м., при составе семьи восемь человек. Учетная норма на каждого члена семьи составляет – по 7,6 кв.м., что значительно меньше установленной по району нормы, которая составляет 10 кв.м.
Узнав в 2010 году через средства массовой информации об Указе Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 он – заявитель, в ноябре 2010 года обратился с заявлением о постановке на учет на получение жилья в администрацию муниципального образования Успенский район. Постановлением главы администрации муниципального образования Успенский район от 23.11.2010 года № 1630 в постановке на учет ему было отказано, с указанием, что он путем заключения договора купли-продажи от 08 сентября 2008 года ранее принадлежащего ему домовладения, совершил намеренные действия по ухудшению жилищных условий, кроме того, по мнению администрации МО Успенский район, он обеспечен жилым помещением, так как в качестве члена семьи собственника жилого помещения зарегистрирован в домовладении по адресу: <адрес> общей площадью 240,5 кв.м., жилой площадью 111, 6 кв.м., всего зарегистрировано в данном домовладении четыре человека, таким образом, обеспечен жилым помещением согласно установленной нормы, определенной постановлением администрации Вольненского сельского поселения в Вольненском сельском поселении в размере 10 кв.м. на одного человека.
Отказ он - заявитель считает незаконным, нарушающим действующее законодательство, поскольку договор купли-продажи заключался им не с целью ухудшения жилищных условий, а поскольку он не имел возможности содержать данное домовладение в силу возраста и отсутствия достаточных материальный средств, фактически постоянно проживает не по месту регистрации, а по другому адресу: <адрес>. В данном домовладении проживают совместно с ним восемь человек. Площадь данного жилого помещения составляет: 61 кв.м., соответственно, на каждого члена семьи приходится по 7,6 кв.м., что гораздо ниже установленной в Вольненском сельском поселении учетной нормы площади жилого помещения на одного человека.
В связи с вышеизложенным заявитель просил суд признать незаконным постановление главы администрации муниципального образования Успенский район от 23.11.2010 года №1630 Об отказе в принятии гражданина С.Ф. Фурман на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и обязать администрацию муниципального образования Успенский район поставить его – заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории ветеранов Великой Отечественной войны.
В судебное заседание заявитель Фурман С.Ф. не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя Качарова Л.А., поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и пояснила, что со стороны Фурмана С.Ф. не совершалось никаких умышленных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий, связанных с последующей постановкой на учет на обеспечение жильем. Решение о продаже принадлежащего ему домовладения Фурман С.Ф. принял в январе 2008 года, тогда заявитель не мог предполагать, что спустя некоторое время он будет иметь возможность встать на учет, поскольку данная инициатива обеспечения жильем ветеранов ВОВ со стороны Президента РФ была принята лишь в 2008 году. Фактически, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги, заявитель проживает в домовладении, принадлежащем его сыну Фурману А.С., семья которого состоит из восьми человек, площадь строения составляет 61 кв.м., таким образом, учетная норма на каждого члена семьи составляет – по 7,6 кв.м, что значительно меньше установленной по району нормы, которая составляет 10 кв.м., в связи с чем заявитель имеет право на постановку его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории ветеранов Великой Отечественной войны.
Представитель администрации муниципального образования Успенский район Жиляев Д.В. возражал против удовлетворения заявления, указал, что принятое по заявлению Фурмана С.Ф. решение администрации МО Успенский район в части отказа в принятии его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории ветеранов Великой Отечественной войны, является законным, основанным на нормах жилищного законодательства. За последние пять лет заявитель имел в собственности недвижимое имущество, которое было им отчуждено, что, по мнению представителя администрации, привело к намеренному ухудшению жилищных условий, кроме того, по месту регистрации заявитель обеспечен жилой площадью выше указанной нормы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление Фурман С.Ф. подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании из исследованных копий - удостоверения № выданного <дата>, справки <данные изъяты> городского отдела Социального обеспечения Основная городская ВТЭК № выданной <дата>, паспорта № выданного <дата>, установлено, что Фурман С.Ф. является ветераном, инвалидом Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы бессрочно; зарегистрирован в домовладении по <адрес>, принадлежащем ФИО2 на основании договора купли-продажи от <дата>, свидетельства о государственной регистрации права № выданного <дата>, однако фактически проживает в домовладении, принадлежащем его сыну ФИО1, расположенном по адресу: <адрес> согласно выписки из похозяйственной книги, и кроме него, по месту жительства по <адрес> зарегистрированы и фактически проживают еще семь человек.
Заявитель в ноябре 2010 года обратился с письменным заявлением в администрацию муниципального образования Успенский район о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением главы администрации муниципального образования Успенский район от 23.11.2010 года № 1630, принятого на основании заключения уполномоченного органа по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального образования Успенский район от 15 ноября 2010 года в принятии Фурман С.Ф. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказано по тем основаниям, что правовые основания постановки на данный учет, в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ у граждан, совершивших намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий, появляются только по истечении пяти лет после совершения указанных действий, кроме того Фурман С.Ф. обеспечен по месту регистрации жилой площадью выше указанной нормы.
Отказ в принятии заявителя на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по указанным выше основаниям, суд находит незаконным по следующим основаниям:
В соответствии со ст.14 Федерального закона № 56-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ) Фурман С.Ф. как ветеран- участник и инвалид ВОВ, имеет право на предоставление мер социальной поддержки. Данным законом, а также жилищным законодательством предусмотрено право граждан, имеющих данный статус и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, на обеспечение жильем. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и независимо от их имущественного положения.
Согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» \ в редакции от 09.01.2010 № 30\, любой нуждающийся в жилье ветеран должен быть обеспечен жильем.
Статьей 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно ч.2 указанной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением администрации Вольненского сельского поселения в Вольненском сельском поселении утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека.
Заявитель является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку фактическое место проживания Фурман С.Ф. не связано с местом его регистрации. Судом установлено, и данный факт подтверждается представленной выпиской из похозяйственной книги, что фактически заявитель проживает по адресу: <адрес>. Данное домовладение имеет общую площадь 61,0 кв.м., жилую площадь – 44,4 кв.м., в домовладении проживает семья из 8 человек, то есть на каждого члена семьи приходится по 7,6 кв.м. общей площади жилья, что менее учетной нормы.
Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий предусмотрены ст. 53 ЖК РФ, согласно которой: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичные последствия предусмотрены ч. 1 ст. 8 и ст. 9 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Намеренность ухудшения гражданином своих жилищных условий в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении устанавливается по факту обращения гражданина с заявлением о принятии на учет до истечения пяти лет со дня совершения действий, указанных в части 2 настоящей статьи, если иное не установлено вступившим в силу решением суда \ ст.9 Закона КК/.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 19 апреля 2007г. N258-О-О относительно положений ст.53 ЖКРФ, «… ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение статьи53 ЖКРФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом3статьи10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Исходя из указанной презумпции, а также отсутствия доказательств намеренного ухудшения со стороны заявителя своих жилищных условий, принимая во внимание ничем не опровергнутые доводы заявителя о том, что решение об отчуждении принадлежащего ему домовладения было принято им еще в начале 2008 года, поскольку в силу возраста и отсутствия достаточных материальный средств заявитель не имел возможности содержать данное домовладение, и, регистрируя в 2008 году договор купли-продажи принадлежащего ему ранее домовладения, Фурман С.Ф. не мог предполагать о том, что в последствии будет иметь возможность встать на учет как нуждающийся в предоставлении жилого помещения по категории ветеранов ВОВ, поскольку это право было инициировано Президентом РФ в мае 2008 года (Указ от 07.05.2008 № 714), а узнал заявитель о данном Указе Президента из средств массовой информации только в 2010 году, что объясняет его обращение с заявлением о принятии на учет в администрацию муниципального образования в ноябре 2010 года, суд приходит к выводу, что не установлен факт намеренного ухудшения Фурман С.Ф. своих жилищных условий в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, и соответственно отказ в его постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего обеспечения жильем по категории ветеранов ВОВ является незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ «Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод».
Проанализировав все исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, а также нормы права в области регулирования спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение является незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254, 255, 258 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным постановление главы администрации муниципального образования Успенский район от 23.11.2010 года № 1630 «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Фурмана С.Ф. по категории ветеранов Великой Отечественной войны.
Обязать администрацию муниципального образования Успенский район принять Фурмана С.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории ветеран Великой Отечественной войны в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд.
Председательствующий /подпись/