Решение по заявлению прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Успенский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.



Дело № 2- 144/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2011 г. с. Успенское

Успенский районный суд Краснодарского края

в составе:

председательствующей Кузнецовой Ю. М.

при секретаре Шабалиной Ю. В.

с участием:

истца помощника прокурора Давыдова А. А.

заинтересованного лица представителей администрации МО Успенский район Жиляева Д. В., Буланова А. Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Успенский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Успенского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования Успенский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, мотивируя тем, что прокуратурой Успенского района проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в части исполнения органами местного самоуправления района полномочий в указанной сфере правоотношений. По результатам проверки было выявлено, что в нарушении требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» на территории Успенского района расположены 4 несанкционированные свалки бытовых отходов, которые расположены на территории Убеженского, Коноковского и Урупского сельских поселений. Данные свалки не соответствуют требованиям санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», так как они не имеют землеотводных документов, нет обслуживания свалки, не имеется ограждения для задержания легких отходов при ветре, отсутствует обваловка, водоотводный канал. Не ведется учет количества и состава поступающих отходов, мониторинг окружающей среды. В нарушение требований закона № 89 «Об отходах производства и потребления» не разработан и не принят нормативный правовой акт, регламентирующий порядок сбора отходов. 13.12.2010 прокурором района было вынесено в адрес главы администрации района представление с требованием об устранении вышеуказанных нарушений, однако до настоящего времени все мероприятия в отношении свалок бытовых отходов на территории Коноковского, Убеженского, Урупского сельских поселений не проведены.

В судебном заседании помощник прокурора Давыдов А. А. изменил предмет заявленных требований и просил суд обязать администрацию муниципального образования Успенский район: разработать нормативный правовой акт, устанавливающий порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека; раз­ра­ботать проектно-смет­ную документацию на обустройство полигона (свалки) твер­дых бытовых отходов со строительством мусоросортировочного комплекса на тер­ритории Успенского района, согласовать и провести экспертизу проекта; обу­строить полигон (свалку) твердых бытовых отходов с организацией сортировки мусора на территории Успенского района, организовать его обслуживание».

Представители администрации МО Успенский район измененные требования прокурора полностью признали.

Суд выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.п. 9, 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные нормы закреплены в ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ), ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ).

Согласно ст. 51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», хранение, захоронение и обезвреживание на территориях населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

В соответствии со ст. 12 Закона № 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Аналогичная норма изложена в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства на территории Успенского района расположены 4 несанкционированные свалки бытовых отходов, которые расположены на территории Убеженского, Коноковского и Урупского сельских поселений.

Данные свалки не соответствуют требованиям санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», так как они не имеют землеотводных документов, нет обслуживания свалки, не имеется ограждения для задержания легких отходов при ветре, отсутствует обваловка, водоотводный канал. Не ведется учет количества и состава поступающих отходов, мониторинг окружающей среды.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 29.12.2008 №1649-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края» на 2009-2013 годы» разработка проектно – сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Успенском районе должна была быть реализована в 2009 году.

Однако до настоящего времени требования закона Краснодарского края от 29.12.2008 г. главой администрации муниципального образования Успенский район не выполнены.

Однако по истечении почти двух лет постановлением администрацией муниципального образования Успенский район от 17.12.2010 г. утверждена муниципальная целевая программа «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования Успенский район на 2011 – 2012 годы», которой предусмотрено реализация закона Краснодарского края от 29.12.2008 г. на 2011 – 2012 г.г.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В нарушение данного требования законодательства нормативный правовой акт, регламентирующий порядок сбора отходов до настоящего времени не разработан и не принят.

Одной из форм реализации полномочий органов местного самоуправления является разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, а также иным вопросам определенным Федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Формой воплощения указанных полномочий является нормативный правовой акт.

Непринятие вышеуказанных правовых актов свидетельствует об отсутствии систематической деятельности администрации муниципального образования Успенский район (далее по тексту – администрация района) по реализации полномочий в сфере природоохранного законодательства.

13.12.2010 прокурором района в адрес главы администрации района по изложенным выше доводам внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений, на которое 22.12.2010 дан ответ о том, что меры принимаются и виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. (л.д. 8, 9).

Бездействие администрации района, выразившееся в непринятии правовых актов по реализации полномочий в сфере природоохранного законодательства на территории Успенского района в части деятельности свалок бытовых отходов, а также в не выполнение требований Закона Краснодарского края от 29.12.2008 №1649-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края» на 2009-2013 годы» нарушает конституционное право и охраняемые интересы неопределенного круга лиц – жителей и гостей Успенского района – право на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования Успенский район, выразившееся в непринятии мер по разработке нормативных правовых актов в сфере природоохранного законодательства в части деятельности свалок бытовых отходов, а также в не оформлении в установленном порядке свалок на территории Успенского района Краснодарского края является незаконным и считает необходимы обязать устранить данные нарушения в соответствии с муниципальной целевой программой «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования Успенский район на 2011 – 2012 годы».

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Успенский район, выразившееся в непринятии мер по разработке нормативных правовых актов в сфере природоохранного законодательства в части деятельности свалок бытовых отходов, а также в не оформлении в установленном порядке свалок на территории Успенского района Краснодарского края.

Обязать администрацию муниципального образования Успенский район:

разработать нормативный правовой акт, устанавливающий порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

раз­ра­ботать проектно-смет­ную документацию на обустройство полигона (свалки) твер­дых бытовых отходов со строительством мусоросортировочного комплекса на тер­ритории Успенского района, согласовать и провести экспертизу проекта;

обу­строить полигон (свалку) твердых бытовых отходов с организацией сортировки мусора на территории Успенского района, организовать его обслуживание.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней.

Председательствующий: