К делу № 2-142/2011 год.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2011 года с. Успенское
Успенский районный суд, Краснодарского края в составе:
Председательствующего Уманского Г.Г.
при секретаре Пеньковой Т.И.
с участием:
представителя истца Вербицкой О.А.
ответчиков Ворсина А.Г. и Ворсиной В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Успенском районе в интересах неопределенного круга лиц к Ворсину А.Г. и Ворсиной В.М. о признании незаконным бездействия по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной сферы
У С Т А Н О В И Л:
Управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Успенском районе (УСЗН) обралось в суд в интересах неопределенного круга лиц к Ворсину А.Г. и Ворсиной В.М. о признании незаконным бездействия по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной сферы, указав, что в ходе мониторинга было установлено, что магазины «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», расположенные в одном здании в <адрес>, принадлежащим ответчикам не оборудованы пандусом и поручнями для инвалидов, которые используют кресла-коляски, другими инженерными устройствами и оборудованием, обеспечивающими беспрепятственный доступ для посещения указанного административного здания маломобильными гражданами.
Таким образом, бездействие владельцев магазинов, выразившееся в непринятии мер по оборудованию пандуса, съезда или иных специальных приспособлений для беспрепятственного доступа маломобильных граждан в административное здание администрации Убеженского сельского поселения, является незаконным.
Бездействием ответчиков нарушаются права инвалидов, использующих инвалидные кресла-коляски, а также иных категорий маломобильных граждан на беспрепятственный доступ в здание объекта торговли.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержала.
Ответчик Ворсин А.Г. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что пандуса в магазине действительно нет, но возмести его невозможно.
Ответчица Ворсина В.М. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что не имеет отношения к возведению пандуса, так как она владеет только вторым этажом. Она не оспаривает, что вход в магазины один, который пандусом не оборудован.
Представитель третьего отдела архитектуры и градостроительства администрации Успенского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, просил иск удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление УСЗН подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ответчики являются предпринимателями и имеют в собственности здание, расположенное в <адрес> (л.д.4-7). В указанном здании на втором этаже расположен магазины «<данные изъяты>», принадлежащий Ворсиной В.М. и «<данные изъяты>» на первом этаже, принадлежащий Ворсину А.Г. Здание магазинов имеет один вход, который не оборудован пандусом и поручнями для инвалидов, которые используют кресла-коляски, другими инженерными устройствами и оборудованием, обеспечивающими беспрепятственный доступ для посещения указанного административного здания маломобильными гражданами, что не отрицали ответчики. Требования УСЗН о возведении пандусов к предпринимателям Ворсиным выдвигались с 2009 года (л.д.21-23).
Федеральным Законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Закон Краснодарского края № 1229-КЗ от 27 апреля 2007 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» определяет общие требования к приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения доступа к ним маломобильных граждан в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Вместе с тем, на основании ст. 3 Закон Краснодарского края № 1229-КЗ от 27 апреля 2007 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан относятся в том числе административные здания, учреждения образования, социального назначения, здравоохранения, спортивно-технические сооружения, торговли.
Вышеназванные объекты социальной инфраструктуры в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах остановок общественного транспорта, лифтами или подъемными платформами и другими инженерными устройствами и оборудованием в зданиях, посещаемых маломобильными гражданами, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание со световой и звуковой информирующей сигнализацией у каждой двери лифта.
Доводы ответчика Ворсина А.Г. о том, здание не возможно оборудовать пандусов не подтверждены никакими доказательствами.
Доводы ответчицы Ворсиной В.М. о том, что она не имеет отношения к возведению пандуса, поскольку ее магазин находится на втором этаже, так же не состоятелен, так как вход в оба магазина один, данный вход пандусом не оборудован.
Учитывая изложенное, суд считает, что требования истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 191-194 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Успенском районе удовлетворить.
Обязать Ворсина А.Г. и Ворсину В.М. устранить в полном объеме допущенные нарушения путем возведения пандуса, съезда или иных специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов и лиц, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении в здании магазинов «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», расположенные по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.
Председательствующий