Решение по иску Тарасова В.Г. к Управлению пенсионного фонда РФ в Успенском районе на неправомерные действия в части отказа назначения досрочной трудовой пенсии.



К делу 2-193/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 июля 2010 г. с. Успенское

Успенский районный суд Краснодарского края

в составе:

председательствующего Кузнецовой Ю. М.

при секретаре Шабалиной Ю. В.

с участием

истца Тарасова В. Г.

представителя истца по доверенности Шавхаловой Б. Д.

представителя ответчика по доверенности Скидиной Е. Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова В.Г. к Управлению Пенсионного Фонда (ГУ) РФ в Успенском районе Краснодарского края на неправомерные действия в части отказа назначения досрочной трудовой пенсии

УСТАНОВИЛ:

Тарасов В. Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда (ГУ) в Успенском районе Краснодарского края на неправомерный действия в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, мотивируя тем, что 20.04.2011 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 26 от 26.04.2011 г. ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по возрасту. Основанием к отказу послужило исключение из педагогического стажа периоды работы с 02.09.1999 г. по 31.08.2003 г. в должности педагога дополнительного образования в ДЮКФП, поскольку должность педагога дополнительного образования не относится к должностям, поименованным в списке от 29.10.2002 г. № 781, а также ДЮКФП – детско – юношеский клуб физической подготовки не соответствует разделу «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 г. № 781, а также не включен период прохождения службы в рядах Советской армии С 10.11.1978 г. по 25.10.1980 г. Просил включить спорные периоды в специальный стаж и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию, поскольку в период его работы ДЮКФП вел ту же самую деятельность, что и ДЮСШ, т. е. педагог дополнительного образования. В ДЮКФП выполнял те же самые функции, что и тренер преподаватель ДЮСШ – осуществлял педагогическую деятельность и работа протекала в тех же условия с детьми. Списком № 781 от 29.10.2002 г. ДЮСШ всех наименований относится к учреждениям дополнительного образования детей и работа в должности тренера-преподавателя в данных учреждениях засчитывается в специальный педагогический стаж. Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина ССР от 17.12.1959 г. № 1397 в стаж работы учителей, врачей и других работников просвещения и здравоохранения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил ССР, если по данному периоду предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования и настаивали на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель Управления пенсионного Фонда (ГУ) РФ в Успенском районе с иском не согласна, поскольку период работы с 2.09.1999 г. по 31.08.2003 г. не включен в специальный стаж, поскольку постановлением № 781 от 29.10.2002 г., постановлением № 1067 от 22.09.1999 г. наименование учреждения не соответствует разделу «Наименование учреждений» списка. Считают, что решение комиссия вынесла законно. Период с 10.11.1978 г. по 25.10.1980 г. прохождения службы в рядах Советской Армии не включен в специальный стаж, поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период прохождения военной службы не уплачивались, поэтому Тарасов В. г. не относится к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.

Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Успенском районе отказало Тарасову В. Г. в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа в назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту на основании ст. 27 п. 1 п.п. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 – ФЗ от 17.2001.

В установочной части протокола заседания Комиссия по реализации пенсионных прав граждан № 26 от 26 апреля 2011 года мотивировала свой отказ тем, что период работы с 02.09.1999 г. по 31.08.2003 г. не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по ст. 27 п. 1 п.п.19, так как наименование учреждения не соответствует разделу «Наименование учреждений» списка, наименование должности не соответствует разделу «Наименование должностей» Списка. Период с 01.09.2003 г. по 20.04.2011 г. в должности тренера –преподавателя ДЮСШ может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по ст. 27 п.1 п.п.9 в случае если на 1 января 2011 г. у заявителя есть стаж работы в должностях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела – трудовой книжкой Тарасов В. Г. с 10 ноября 1978 года по 25 октября 1980 год проходил в службу в рядах Советской Армии, 02.09.1999 г. принят в Успенский ДЮКФП педагогом дополнительного образования. 01.09.2003 г. Детско-юношеский клуб физической подготовки переведен в Муниципальное учреждение дополнительного образования детей детско-юношескую спортивную школу Успенского района Краснодарского края.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Тарасов В. Г. 20.04.2011 г. обратился в Пенсионный Фонд в Успенском района с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет, как педагогическому работнику. Однако ему было отказано ввиду отсутствия у него необходимого для назначения пенсии 25-летнего стажа педагогической работы. По подсчетам Пенсионного фонда специальный стаж работы истца составил 15 лет 8 мес. 23 дня. В стаж ему не был включен период прохождения службы в рядах Советской Армии с 10.11.1978 г. по 25.10.1980 г. и период работы с 2.09.1999 г. по 31.08.2003 г. в должности педагога дополнительного образования ДЮКФП.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Утверждения ответчика о том, что работа истца в любых должностях в детско-юношеском клубе физической подготовке (ДЮКПФ), а также период прохождения службы в рядах Советской Армии не может быть зачитана в педагогический стаж суд не может признать обоснованной.

Согласно Письму Министерства образования и науки РФ № 06-636 от 26 марта 2007 года «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей» уставы таких видов образовательных учреждений дополнительного образования детей как «Клуб» необходимо привести в соответствие с п. 1 новой редакции Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, сохранив при этом контингент обучающихся, педагогический состав и объем выполняемой работы. Рекомендуется переименовать в установленном порядке виды образовательных учреждений дополнительного образования детей: «Клуб» в «детско-юношескую спортивную школу»

Кроме того, согласно Письма Министерства образования Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. N 03-М и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 25 января 1995 г. N 96-ИТ о направлении сборника "Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации", действующего до 24 августа 2006 года, детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП) приравнены к детско-юношеским спортивным, спортивно-техническим школам (ДЮСШ, ДЮСТШ), специализированным детско-юношеским (спортивно-техническим) школам олимпийского резерва (СДЮШОР, СДЮСТШОР), школам высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

Согласно «ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИМ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, В СООТВЕТСТВИИ С ПОДПУНКТОМ 10 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года п. 4, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Согласно п.2 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Детско-юношеские спортивные школы всех наименований относятся к учреждениям дополнительного образования детей и работа в должности тренера-преподавателя в данных учреждениях засчитывается в специальный педагогический стаж.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. №11-П положение пп.10 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ в той мере, в какой оно не позволяет с 1 января 2002 г. засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимающимся педагогической деятельностью в учреждения для детей, периоды деятельности, осуществляющейся в учреждениях не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, признано противоречащим Конституции РФ.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Как следует из военного билета и трудовой книжки Тарасов В. Г. с 10.11.1978 г. по 25.10.1980 г. проходил военную службу в рядах Советской Армии.

Согласно Постановления Администрации МО Успенский район от 30.04.2010 г. № 473 муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа с. Успенского муниципального образования Успенский район переименовано в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» с. Успенского муниципального образования Успенский район.

Как следует из типового положения о детско-юношеском клубе физической подготовки ДЮКФП призваны осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всесторонне физическое развитие.

В соответствии с уставом МУ дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» призвана способствовать самосовершенствованию учащихся, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов.

Согласно справки Директора МОУДОД ДЮСШ Тарасов В. Г., тренер – преподаватель МОУДОД ДЮСШ его педагогическая нагрузка в 1999-2000 учебном году составила 18 часов в неделю; в 2002 -2003 учебном году составила 39 часов в неделю.

Таким образом, суд приходит к выводу, что период работы Тарасова В. Г. с 02.09.1999 г. по 31.08.2003 г. в детско-юношеском клубе физической подготовки в должности педагога дополнительного образования подлежит включения в специальный педагогический стаж, поскольку Тарасов В. Г. занимался аналогичной работой, что в ДЮСШ, осуществлял педагогическую деятельность. Предмет деятельности, цели и задачи ДЮКФП и ДЮСШ не изменились. Вины истца, что происходило наименование учреждения нет.

Период службы в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правого регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, суд приходит к выводу, что период службы Тарасова В. Г. с 10.11.1978 по 25.10.1980 подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него право на это.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, ссылка ответчиков о том, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период прохождения военной службы Тарасовым не уплачивались, поэтому он не относится к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования суд считает несостоятельной, поскольку абзаце 1 п. 3 ст. 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях.

Учитывая, что на 1 января 2001 г. у Тарасова В. Г. имеется трудовой стаж в должностях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, то назначение и выплата истцу пенсии подлежит с момента его обращения в пенсионный фонд РФ в Успенском районе, т. е. с 20.04.2011 г.

Руководствуясь ст. 196-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Признать отказ государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Успенском районе об отказе Тарасову В.Г. в назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту незаконным.

Тарасову В.Г. зачесть периоды работы со 2 сентября 1999 года по 31 августа 2003 года в Детско-юношеском клубе физической подготовки в должности педагога дополнительного образования, с 10 ноября 1978 год по 25 октября 1980 год период прохождения службы в рядах Советской Армии в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Управление Пенсионного Фонда (ГУ) РФ в Успенском районе Краснодарского края назначить Тарасову В.Г. трудовую пенсию со дня его обращения, т. е. с 20.04.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение 10 дней.

Судья :