К делу 2-375\2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 октября 2011 года с. Успенское Успенский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Израиловой О.Н. при секретаре Безбородовой Н.В. с участием: помощника прокурора Успенского районного Паладич В.С. представителей заинтересованных лиц Тумасян Д.А., Жиляева Д.В., Буланова А.Н., Ионова М.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действия органа местного самоуправления У С Т А Н О В И Л: Прокурор Успенского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действия органа местного самоуправления, указав, что 18.11.2010 между администрацией муниципального образования Успенский район, администрациями сельских поселений Успенского района и территориальным органом Федеральной налоговой службы (ИФНС России по <адрес>) заключено соглашение «О взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы», и согласно п. 4 ст. 6 данного соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками – физическим лицам с учетом требований ст. 102 Налогового кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. Данное соглашение в части принятия п. 4 ст. 6 не соответствует действующему законодательству о налогах и сборах, и на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления. Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщикам уведомлений и требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения, влечет необоснованное дополнительное расходование бюджетных средств муниципальных образований, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В связи с вышеизложенным прокурор Успенского района просил суд: 1. Признать незаконным п. 4 ч. 6 соглашения «О взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы», заключенного между органами местного самоуправления: администрацией муниципального образования Успенский район и администрациями Веселовского, Вольненского, Коноковского, Кургоковского, Маламинского, Николаевского, Трехсельского, Убеженского, Урупского, Успенского сельских поселений Успенского района и органом Федеральной налоговой службой в части оказания содействия органами местного самоуправления налоговым органам. 2. Обязать администрацию муниципального образования Успенский район и администрации Веселовского, Вольненского, Коноковского, Кургоковского, Маламинского, Николаевского, Трехсельского, Убеженского, Урупского, Успенского сельских поселений Успенского района исключить п. 4 ч. 6 из соглашения «О взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы» в части оказания содействия органами местного самоуправления налоговым органам. Помощник прокурора Паладич В.С. в судебном заседании поддержал заявление. Представитель администрации муниципального образования Успенский район Жиляев Д.В. в судебном заседании с заявлением прокурора Успенского района не согласился. Представитель администраций Убеженского, Вольненского, Маломинского сельских поселений Буланов А.Н. в судебном заседании с заявлением прокурора Успенского района не согласился. Представитель межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Краснодарскому краю Тумасян Д.А. в судебном заседании с заявлением прокурора Успенского района не согласился. Глава Кургоковского сельского поселения Ионов М.Д. в судебном заседании с заявлением прокурора Успенского района не согласился. Представители Веселовского, Коноковского, Николаевского, Трехсельского, Успенского, Урупского сельских поселений в суд не явились о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, что подтверждается росписями представителей в листке уведомлений, при этом главы Урупского, Трехсельского, Николаевского, Коноковского, Веселовского сельских поселений просили рассмотреть в их отсутствие, и согласились с требованиями прокурора, о чем представили соответствующие заявления, глава Успенского сельского поселения просил дело рассмотреть в отсутствие представителя и не согласился с требованиями прокурора, о чем так же представил соответствующее заявление. Выслушав помощника прокурора Паладич В.С., представителей заинтересованных лиц Буланова А.Н., Жиляева, Ионова М.Д., Тумасян Д.А., исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора Успенского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. Согласно ст. 4 НК РФ налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Налогового кодекса РФ, систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов устанавливает Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Правовой нормой ст. 85 Налогового кодекса РФ установлено, что на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков – организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения. В силу положений ст.ст. 358, 361, 362, 396 Налогового кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ, налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора. В соответствии с ч. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Статьями 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам органов местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов поселения либо муниципального района, а также обязанность, согласно ч. 9.2 ст. 85 Налогового кодекса РФ, ежегодно в срок до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Как установлено в судебном заседании 18.11.2010 между администрацией муниципального образования Успенский район, администрациями - Веселовского, Вольненского, Коноковского, Кургоковского, Маламинского, Николаевского, Трехсельского, Убеженского, Урупского, Успенского сельских поселений Успенского района и территориальным органом Федеральной налоговой службы (ИФНС России по Успенскому району) заключено соглашение «О взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы», и согласно п. 4 ст. 6 данного соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками – физическим лицам с учетом требований ст. 102 Налогового кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. При этом условия п. 4 ст. 6 соглашения «О взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы» от 18.11.2010 года противоречит изложенному выше действующему законодательству о налогах и сборах и на органы местного самоуправления возлагаются функции отнесенные, законом к компетенции налоговых органов и которые обязаны без каких либо соглашений ежегодно в срок до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Руководствуясь ст. 258, 194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Успенского района удовлетворить. Признать незаконным п. 4 ч. 6 соглашения «О взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы» от 18.11.2010 года, заключенного между органами местного самоуправления: администрацией муниципального образования Успенский район и администрациями Веселовского, Вольненского, Коноковского, Кургоковского, Маламинского, Николаевского, Трехсельского, Убеженского, Урупского, Успенского сельских поселений Успенского района и органом Федеральной налоговой службой в части оказания содействия органами местного самоуправления налоговым органам. Обязать администрацию муниципального образования Успенский район и администрации Веселовского, Вольненского, Коноковского, Кургоковского, Маламинского, Николаевского, Трехсельского, Убеженского, Урупского, Успенского сельских поселений Успенского района исключить п. 4 ч. 6 из соглашения «О взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы» от 18.10.2010 года в части оказания содействия органами местного самоуправления налоговым органам, заключенного с органом Федеральной налоговой службой. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий