Решение по иску прокурора Успенского района о признании незаконным бездействия Николаевской коррекционной школы-интерната для детей сирот.



К делу 2-322 \2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2011 года (10 часов 50 минут) с. Успенское

Успенский районный суд Краснодарского края

в составе:

председательствующего Израиловой О.Н.

при секретаре Безбородовой Н.В.

с участием:

помощника прокурора Успенского районного Костюк А.И.

представителя заинтересованного лица Щербак А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Успенского района в интересах несовершеннолетнего ФИО1 о признании незаконным бездействия государственного казенного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст. Николаевской Краснодарского края

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Успенского района обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетнего ФИО1 о признании незаконным бездействия государственного казенного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст. Николаевской Краснодарского края, указав, что в ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что ответчиком деятельность по защите социальных (имущественных) прав воспитанников осуществляется ненадлежащим образом и практически не ведется работа по взысканию и контролю за получением аоспитанниками алиментов.

Так отсутствуют сведения о взыскании алиментов со ФИО2, ФИО3 по решению Апшеронского районного суда от 16.08.2005 года в пользу несовершеннолетнего воспитанника ФИО1, 24.04.1999 г.р., находящегося в учреждении с 28 июля 2006 года, а также о работе, проводимой администрацией учреждения с целью соблюдения имущественных прав данного воспитанника на получение алиментов.

При этом в личном деле воспитанника ФИО1 имеется только один запрос в Апшеронский районный отдел УФССП от 22.03.2011 года №181 и отсутствует информация об исполнительном документе, не установлено возбуждено ли исполнительное производство и при его возбуждении не реализовано право по ознакомлению с ним, обжалованию действий судебного пристава-исполнителя, отсутствуют сведения об открытии и ведении лицевого счета.

Ранее прокуратурой Успенского района неоднократно указывалось на вышеуказанные нарушения закона ответчиком в том числе представлением прокурора от 12.12.2008 года, однако должных мер по устранению нарушений соблюдения прав несовершеннолетних в социальной сфере принято не было.

В связи с вышеизложенным прокурор Успенского района просил суд:

- признать незаконным бездействие государственного казенного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст. Николаевской Краснодарского края выразившееся в непринятии мер, направленных на получение ФИО1 причитающихся ему алиментов.

- обязать ответчика истребовать сведения об исполнении решения Апшеронского районного суда от 16.08.2005 года в части взыскания алиментов, и ежемесячно осуществлять контроль за получением воспитанником ФИО1 алиментных платежей.

Помощник прокурора Костюк А.И. в судебном заседании поддержал полностью исковое заявление.

Представитель ответчика Щербак А.В. в судебном заседании с исковым заявлением прокурора согласилась полностью.

Выслушав помощника прокурора Костюк А.И., представителя ответчика Щербак А.В., исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора Успенского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 145 Семейного кодекса РФ опека и попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их интересов.

На основании ч. 2 ст. 155.2 СК РФ детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 ГК РФ опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в организации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются администрации этих учреждений, на которые возложены обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 155.3. Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право, в том числе, на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты.

В судебном заседании установлено, что в личном деле воспитанника ФИО1, <дата> г.р., находящегося в учреждении с 28 июля 2006 года, имеется решение Апшеронского районного суда от 16.08.2005г. о лишении родительских прав матери ребенка – ФИО2 и отца ребенка - ФИО3 и взыскании алиментов на содержание сына ФИО1 с матери ФИО2 в размере 1/3 части заработанной платы или иного дохода, с отца ФИО3 в размере 1/4 части заработанной платы или иного дохода на счет Николаевской школы-интернат Краснодарского края для учета на балансовом счете ФИО1.

Между тем, какие – либо сведения о взыскании алиментов, а также о работе, проводимой администрацией учреждения с целью соблюдения имущественных прав воспитанника на получение алиментов в личном деле отсутствуют, за исключением запроса в Апшеронский районный отдел УФССП от 22.03.2011 года №181, который был направлен после внесенного прокуратурой района представления «Об устранении нарушений законодательства о социальной защите детей – инвалидов» от 22.03.2010 года исх.№7-1-2010/1578. До настоящего времени ответ на указанный запрос в ГСОУ школу-интернат ст. Николаевской Краснодарского края не поступил.

Так же администрацией ГСОУ школы - интернат ст. Николаевской Краснодарского края иных мер по взысканию алиментов в пользу ФИО1 принято не было, в частности, отсутствует информация об исполнительном документе, на основании которого должны взыскиваться алименты, каких – либо действий, направленных на установление наличия указанного документа либо получения дубликата принято не было; не установлено, возбуждено ли исполнительное производство.

Таким образом, должностными лицами учреждения не реализуются права, предоставленные взыскателю ст. 50 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве», в частности, в случае возбуждения исполнительного производства, по ознакомлению с материалами исполнительного производства, обжалованию постановления судебного пристава-исполнителя, его действий (бездействий) и другими.

На основании приказа Минобразования РФ № 20 от 22.01.1991г. «О зачислении во вклады на личные счета воспитанников детских интернатных учреждений и учебно-воспитательных заведений» назначенные алиментные платежи должны зачисляться на лицевой счет ребенка. Деньги, поступающие на лицевой счет воспитанника, расходуются только по его желанию и на личные нужды (приобретение ценных бумаг, покупку вещей, которые становятся его собственностью и др.) При выпуске в самостоятельную жизнь администрацией школы-интерната оформляются справка-счет об израсходованной сумме, а оставшейся суммой ребенок-сирота распоряжается самостоятельно после достижения совершеннолетия.

Таким образом, алиментные платежи, которые должен получать ФИО1, должны зачисляться на его лицевой счет и будут являться его собственностью.

Однако, воспитанник ГСОУ школы – интернат ст. Николаевской Краснодарского края ФИО1 не получает алименты и какие-либо сведения об открытии и ведении лицевого счета в его личном деле отсутствуют.

Таким образом, незаконное бездействие администрации ГКСОУ школы – интернат ст. Николаевской Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер, направленных на получение ФИО1 причитающихся ему алиментов, привело к существенному нарушению гарантированных государством имущественных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Принцип ответственности опекунов (попечителей) за воспитание и развитие ребенка закреплен в ст. 18 Конвенции о правах ребенка. Исходя из вышеизложенного и руководствуясь действующим законодательством, предметом основной заботы учреждения, в котором воспитываются дети – инвалиды, являющиеся сиротами и оставшимися без попечения родителей, должны являться наилучшие интересы этих детей.

Согласно ст.56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами их заме

няющими), в случае, предусмотренных настоящим Кодексом – органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

В соответствии же со ст. 46 Конституции РФ, государством каждому гарантируется судебная защита его прав.

Статья 48 Конституции РФ гарантирует также каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатно.

В соответствии со ст. 31 Конституции РФ детство находится под защитой государства. Учитывая, что алименты на содержание детей взыскиваются именно для детей и в их интересах, являются гарантией их материального благополучия, стабильности и полноценного развития, то не проведение администрацией ГСОУ школы – интернат ст. Николаевской Краснодарского края работы по взысканию и контролю за получением воспитанником ФИО1 алиментов напрямую ущемляет права и законные интересы несовершеннолетнего.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст. 254, 258, 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Успенского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие государственного казенного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст. Николаевской Краснодарского края выразившееся:

в непринятии мер, направленных на получение ФИО1 причитающихся ему алиментов.

Обязать государственное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст. Николаевской Краснодарского края истребовать сведения об исполнении решения Апшеронского районного суда от 16.08.2005 года в части взыскания алиментов и ежемесячно осуществлять контроль за получением воспитанником ФИО1 алиментных платежей.

Взыскать с государственного казенного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст. Николаевской Краснодарского в доход государства государственную пошлину в сумме 200 рублей (двести рублей).

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий