Дело № 2- 432/2011 РЕШЕНИЕ 16 ноября 2011 года. с. Успенское Успенский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Ю. М. при секретаре Шабалиной Ю.В. с участием старшего помощника прокурора Успенского района Паладич В. С. представителя заинтересованного лица главы администрации Урупского сельского поселения Машбашева Н. М. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Урупского сельского поселения Успенского района УСТАНОВИЛ: Прокурор Успенского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления администрации Урупского сельского поселения Успенского района в части несоблюдения законодательства о погребении и похоронном деле. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Успенского района была проведена проверка соблюдения администрацией Урупского сельского поселения Успенского района законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлены нарушения. В ходе проведенной проверки установлено, что администрация Урупского сельского поселения Успенского района проявляет бездействие в вопросе разработки и утверждения Положения о порядке создания и содержания мест погребения на территории Успенского поселения и о порядке ведения книг регистрации захоронений, установки надгробий и выдачи свидетельств о регистрации захоронений. На территории Урупского сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. Книги регистрации захоронений, книги регистрации установки и замены надмогильных сооружений отсутствуют. В связи с чем прокурором Успенского района вынесено главе администрации Урупского сельского поселения Успенского района представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. Однако указанные в акте прокурорского реагирования нарушения законодательства, администрацией Урупского сельского поселения не устранены до настоящего времени, что создает угрозу нормальной жизнедеятельности неопределенного круга лиц. В связи с изложенным прокурор Успенского района просит суд признать бездействие администрации Урупского сельского поселения Успенского района в части соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле незаконным. В судебном заседании старший помощник прокурора Паладич В. С. . поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении в полном объеме. Представитель заинтересованного лица глава администрации Урупского сельского поселения Машбашев Н. М. заявленные требования признал частично. Пояснил суду, что на территории Урупского сельского поселения захоронения граждан проводятся по национальным традициям, поэтому создавать специализированную службу по вопросам похоронного дела не выгодно. На территории Урупского сельского поселения разработано Положение о порядке содержания мест погребения, но регистрация захоронений на территории кладбищ не осуществляется. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению. Статьями 14 -16 ФЗ от 6.10.2003 г. № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов относится содержание мест захоронения, находящихся на соответствующих территориях поселений, муниципальных районов, городских округов, и организация ритуальных услуг. В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. В соответствии с частью 1 ст. 15 Закона Краснодарского края от 23.02.2004 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» органы местного самоуправления в Краснодарском крае создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с федеральным законодательством возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших (погибших). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления в Краснодарском крае. Частью 3 ст. 15 вышеуказанного закона Краснодарского края предусмотрено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела обеспечивают в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению умерших (погибших). Согласно статьи 18.2 Закона Краснодарского края «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела осуществляет регистрацию установки и замены каждого надмогильного сооружения (надгробия), о чем делается соответствующая запись в книге регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и в соответствующих свидетельствах о регистрации захоронения. Установка надмогильного сооружения (надгробия) регистрируется в книге регистрации надмогильных сооружений. Образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения утверждаются органами местного самоуправления. Книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) являются документами строгой отчетности, относятся к делам с постоянным сроком хранения и передаются на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов. Согласно части 2 статьи 21.1 Закона Краснодарского края «О погребении и похоронном деле Краснодарского края» органы местного самоуправления в Краснодарском крае создают единую систему учета всех видов захоронений, произведенных на территориях соответствующих муниципальных образований, в порядке, устанавливаемом высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Статьей 25.1 частью 1 Закона Краснодарского края от 23.02.2004 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» предусмотрено, что каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, регистрируется в порядке, установленном органом местного самоуправления, о чем уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела вносится соответствующая запись в книгу регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), делается отметка на разбивочном чертеже квартала кладбища, а также выдается свидетельство о регистрации захоронения. Регистрация захоронений осуществляется при наличии медицинского свидетельства о смерти или свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС, а регистрация захоронения урны с прахом - при наличии свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС, и справки о кремации. Частью 2 статьей 25.1 вышеуказанного закона предусмотрено формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения утверждаются органами местного самоуправления. Частью третей данной статьи предусмотрено книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) являются документами строгой отчетности и относятся к делам с постоянным сроком хранения. Порядок передачи книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов устанавливается органами местного самоуправления. В нарушении вышеуказанных норм законодательства администрация Урупского сельского поселения Успенского района проявляет бездействие в вопросе разработки и утверждения Положения о порядке создания и содержания мест погребения на территории Урупского сельского поселения и о порядке ведения книг регистрации захоронений, установки надгробий и выдачи свидетельств о регистрации захоронений. На территории Урупского сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела; книги регистрации установки и замены надмогильных сооружений не ведутся. В связи с невыполнением администрацией Урупского сельского поселения Успенского района требований законодательства «О погребении и похоронном деле Краснодарского края» прокурором Успенского района 26.01.2011 в адрес главы администрации Успенского сельского поселения вносилось представление об устранений нарушений вышеуказанного законодательства. (л.д. 15-16). Однако до настоящего времени указанные в акте прокурорского реагирования нарушения законодательства «О погребении и похоронном деле Краснодарского края» администрацией Урупского поселения не устранены. Администрацией Урупского сельского поселения не представлены доказательства соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле. Бездействие администрации Урупского поселения нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на предоставление гарантий, установленных статьей 1 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле» На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие администрации Урупского сельского поселения Успенского района Краснодарского края в части соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле. Обязать администрацию Урупского сельского поселения Успенского района устранить нарушения путем проведения следующих мероприятий: - разработать и утвердить Положения о порядке создания и содержания мест погребения на территории Урупского сельского поселения и о порядке ведения книг установки надгробий; - провести учет граждан, похороненных на кладбищах Урупского сельского поселения; - провести регистрацию захоронений на территории кладбищ; - разработать и использовать на постоянной основе книги регистрации установки и замены надмогильных сооружений; - создать на территории Урупского сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней. Председательствующий: