Дело № 2- 427/2011 РЕШЕНИЕ 16 ноября 2011 года. с. Успенское Успенский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Ю. М. при секретаре Шабалиной Ю.В. с участием старшего помощника прокурора Успенского района Паладич В. С. представителя заинтересованного лица - Буланова А. Н. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Николаевского сельского поселения Успенского района УСТАНОВИЛ: Прокурор Успенского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления администрации Николаевского сельского поселения Успенского района. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Успенского района была проведена проверка соблюдения администрацией Николаевского сельского поселения Успенского района законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлены нарушения. В ходе проведенной проверки установлено, что администрация Николаевского сельского поселения Успенского района проявляет бездействие в вопросе разработки и утверждения Положения о порядке создания и содержания мест погребения на территории Николаевского сельского поселения и о порядке ведения книг регистрации захоронений, установки надгробий и выдачи свидетельств о регистрации захоронений. Администрацией Николаевского сельского поселения книга регистрации установки и замены надмогильных сооружений отсутствует, регистрация захоронений на территории кладбищ не ведется, смотрители (сторожа) на кладбищах Николаевского сельского поселения отсутствуют. В связи с чем 27.01.2011 прокурором Успенского района вынесено главе администрации Николаевского сельского поселения Успенского района представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. Однако указанные в акте прокурорского реагирования нарушения законодательства, администрацией Николаевского сельского поселения не устранены до настоящего времени, что создает угрозу нормальной жизнедеятельности неопределенного круга лиц. В связи с изложенным прокурор Успенского района просит суд признать бездействие администрации Николаевского сельского поселения Успенского района в части соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле незаконным. В судебном заседании старший помощник прокурора Паладич В. С. . поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении в полном объеме. Представитель заинтересованного лица Буланов А. Н. заявленные требования не признал. Пояснил суду, что на кладбище имеются старые захоронения, поэтому выдать свидетельства о регистрации захоронения не возможно. Положение о порядке создания и содержания мест погребения на территории поселения и установки надгробий разрабатываются. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению. Статьями 14 -16 ФЗ от 6.10.2003 г. № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов относится содержание мест захоронения, находящихся на соответствующих территориях поселений, муниципальных районов, городских округов, и организация ритуальных услуг. В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 14 вышеуказанного Закона Краснодарского края для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при высшем исполнительном органе государственной власти Краснодарского края и органах местного самоуправления в Краснодарском крае создаются постоянно действующие попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела определяются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае. В соответствии с частью 1 ст. 15 Закона Краснодарского края от 23.02.2004 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» органы местного самоуправления в Краснодарском крае создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с федеральным законодательством возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших (погибших). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления в Краснодарском крае. Частью 3 ст. 15 вышеуказанного закона Краснодарского края предусмотрено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела обеспечивают в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению умерших (погибших). Согласно статьи 18.2 Закона Краснодарского края «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела осуществляет регистрацию установки и замены каждого надмогильного сооружения (надгробия), о чем делается соответствующая запись в книге регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и в соответствующих свидетельствах о регистрации захоронения. Установка надмогильного сооружения (надгробия) регистрируется в книге регистрации надмогильных сооружений. Образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения утверждаются органами местного самоуправления. Книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) являются документами строгой отчетности, относятся к делам с постоянным сроком хранения и передаются на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов. Согласно части 2 статьи 21.1 Закона Краснодарского края «О погребении и похоронном деле Краснодарского края» органы местного самоуправления в Краснодарском крае создают единую систему учета всех видов захоронений, произведенных на территориях соответствующих муниципальных образований, в порядке, устанавливаемом высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Статьей 25.1 частью 1 Закона Краснодарского края от 23.02.2004 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» предусмотрено, что каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, регистрируется в порядке, установленном органом местного самоуправления, о чем уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела вносится соответствующая запись в книгу регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), делается отметка на разбивочном чертеже квартала кладбища, а также выдается свидетельство о регистрации захоронения. Регистрация захоронений осуществляется при наличии медицинского свидетельства о смерти или свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС, а регистрация захоронения урны с прахом - при наличии свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС, и справки о кремации. Частью 2 статьей 25.1 вышеуказанного закона предусмотрено формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения утверждаются органами местного самоуправления. Частью третей данной статьи предусмотрено книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) являются документами строгой отчетности и относятся к делам с постоянным сроком хранения. Порядок передачи книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов устанавливается органами местного самоуправления. В нарушении вышеуказанных норм законодательства администрация Николаевского сельского поселения Успенского района проявляет бездействие в вопросе разработки и утверждения Положения о порядке создания и содержания мест погребения на территории Трехсельского сельского поселения и о порядке ведения книг регистрации захоронений, установки надгробий и выдачи свидетельств о регистрации захоронений. Кроме того, администрацией Николаевского сельского поселения книга регистрации установки и замены надмогильных сооружений отсутствует. Регистрация захоронений не ведется, смотрители (сторожа) на кладбищах Николаевского сельского поселения отсутствуют. В связи с невыполнением администрацией Николаевского сельского поселения Успенского района требований законодательства «О погребении и похоронном деле Краснодарского края» прокурором Успенского района 27.01.2011 в адрес главы администрации Николаевского сельского поселения вносилось представление об устранений нарушений вышеуказанного законодательства. (л.д.11-12). Однако до настоящего времени указанные в акте прокурорского реагирования нарушения законодательства «О погребении и похоронном деле Краснодарского края» администрацией Николаевского поселения не устранены. Администрацией Николаевского сельского поселения не представлены доказательства соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле. Бездействие администрации Николаевского сельского поселения нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на предоставление гарантий, установленных статьей 1 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле» На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие администрации Николаевского сельского поселения Успенского района Краснодарского края в части соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле. Обязать администрацию Николаевского сельского поселения Успенского района устранить нарушения путем проведения следующих мероприятий: - разработать и утвердить Положения о порядке создания и содержания мест погребения на территории Николаевского сельского поселения и о порядке ведения книг регистрации захоронений, установки надгробий и выдачи свидетельств о регистрации захоронений; - провести учет граждан, похороненных на кладбище Николаевского сельского поселения; - провести регистрацию захоронений на территории кладбища; - - решить вопрос об организации охраны на территориях кладбища Николаевского сельского поселения; Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней. Председательствующий: