Решение по заявлению прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Вольненского сельского поселения Успенского района.



Дело № 2- 425/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года. с. Успенское

Успенский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Ю. М.

при секретаре Шабалиной Ю.В.

с участием старшего помощника прокурора Успенского района Паладич В. С.

представителя заинтересованного лица Козленко О. В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Вольненского сельского поселения Успенского района

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Успенского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления администрации Вольненского сельского поселения Успенского района.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Успенского района была проведена проверка соблюдения администрацией Вольненского сельского поселения Успенского района законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлены нарушения.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрация Вольненского сельского поселения Успенского района проявляет бездействие в вопросе разработки и утверждения Положения о порядке создания и содержания мест погребения на территории Вольненского поселения и о порядке ведения книг регистрации захоронений, установки надгробий и выдачи свидетельств о регистрации захоронений. Также на территории Вольненского сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. Кроме того, администрацией Вольненского сельского поселения учет граждан, похороненных на кладбищах сельского поселения, регистрация захоронений на территории кладбищ не ведется. Книги регистрации установки и замены надмогильных сооружений отсутствуют. Не создан попечительский совет по вопросам похоронного дела; не ведется регистрация захоронений.

В связи с чем 24.01.2011 прокурором Успенского района в адрес главы администрации Вольненского сельского поселения Успенского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. Однако указанные в акте прокурорского реагирования нарушения законодательства, администрацией Вольненского сельского поселения не устранены до настоящего времени, что создает угрозу нормальной жизнедеятельности неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным прокурор Успенского района просит суд признать бездействие администрации Вольненского сельского поселения Успенского района в части соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле незаконным.

В судебном заседании старший помощник прокурора Паладич В. С. . поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Козленко О. В. заявленные требования признала частично. Пояснил суду, что на кладбище имеются старые захоронения, поэтому произвести учет умерших не представляется возможным. Требования законодательства о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела они не могут выполнены, поскольку отсутствуют в местном бюджете денежные средства. Решением Совета Вольненского сельского поселения Успенского района № 201 от 10.02.2009 «Об определении порядка организации похоронного дела на территории Вольненского сельского поселения Успенского района» установлено, что услуги по погребению оказывает МУП «Сервис».

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.

Статьями 14 -16 ФЗ от 6.10.2003 г. № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов относится содержание мест захоронения, находящихся на соответствующих территориях поселений, муниципальных районов, городских округов, и организация ритуальных услуг.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 14 вышеуказанного Закона Краснодарского края для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при высшем исполнительном органе государственной власти Краснодарского края и органах местного самоуправления в Краснодарском крае создаются постоянно действующие попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела.

Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела определяются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае.

В соответствии с частью 1 ст. 15 Закона Краснодарского края от 23.02.2004 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» органы местного самоуправления в Краснодарском крае создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с федеральным законодательством возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших (погибших). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления в Краснодарском крае.

Частью 3 ст. 15 вышеуказанного закона Краснодарского края предусмотрено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела обеспечивают в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению умерших (погибших).

Согласно статьи 18.2 Закона Краснодарского края «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела осуществляет регистрацию установки и замены каждого надмогильного сооружения (надгробия), о чем делается соответствующая запись в книге регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и в соответствующих свидетельствах о регистрации захоронения. Установка надмогильного сооружения (надгробия) регистрируется в книге регистрации надмогильных сооружений. Образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения утверждаются органами местного самоуправления. Книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) являются документами строгой отчетности, относятся к делам с постоянным сроком хранения и передаются на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов.

Согласно части 2 статьи 21.1 Закона Краснодарского края «О погребении и похоронном деле Краснодарского края» органы местного самоуправления в Краснодарском крае создают единую систему учета всех видов захоронений, произведенных на территориях соответствующих муниципальных образований, в порядке, устанавливаемом высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

Статьей 25.1 частью 1 Закона Краснодарского края от 23.02.2004 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» предусмотрено, что каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, регистрируется в порядке, установленном органом местного самоуправления, о чем уполномоченным исполнительным органом в сфере погребения и похоронного дела вносится соответствующая запись в книгу регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), делается отметка на разбивочном чертеже квартала кладбища, а также выдается свидетельство о регистрации захоронения. Регистрация захоронений осуществляется при наличии медицинского свидетельства о смерти или свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС, а регистрация захоронения урны с прахом - при наличии свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС, и справки о кремации. Частью 2 статьей 25.1 вышеуказанного закона предусмотрено формы книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), свидетельств о регистрации захоронения, а также порядок ведения указанных книг и порядок выдачи свидетельств о регистрации захоронения утверждаются органами местного самоуправления. Частью третей данной статьи предусмотрено книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) являются документами строгой отчетности и относятся к делам с постоянным сроком хранения. Порядок передачи книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов устанавливается органами местного самоуправления.

В нарушении вышеуказанных норм законодательства администрация Вольненского сельского поселения Успенского района проявляет бездействие в вопросе разработки и утверждения Положения о порядке создания и содержания мест погребения на территории Вольненского сельского поселения и о порядке ведения книг регистрации захоронений, установки надгробий и выдачи свидетельств о регистрации захоронений. На территории Вольненского сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Кроме того, администрацией Вольненского сельского поселения учет граждан, похороненных на кладбищах сельского поселения, регистрация захоронений на территории кладбищ не ведется. Книги регистрации захоронений, книги регистрации установки и замены надмогильных сооружений отсутствуют. При администрации Вольненского сельского поселения попечительский (наблюдательный) совет по вопросам похоронного дела не создан; регистрация захоронений не ведется, смотрители (сторожа) на кладбищах Вольненского сельского поселения отсутствуют.

В связи с невыполнением администрацией Вольненского сельского поселения Успенского района требований законодательства «О погребении и похоронном деле Краснодарского края» прокурором Успенского района 24.01.2011 в адрес главы администрации Успенского сельского поселения вносилось представление об устранений нарушений вышеуказанного законодательства. (л.д. 5-6).

Однако до настоящего времени указанные в акте прокурорского реагирования нарушения законодательства «О погребении и похоронном деле Краснодарского края» администрацией Вольненского поселения не устранены. Администрацией Вольненского сельского поселения не представлены доказательства соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле.

Доводы представителя администрации Вольненского сельского поселения о том, что в местном бюджете отсутствуют денежные средства для создания и функционирования специализированной службы не являются основанием для отказа в удовлетворения заявления, поскольку Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» и Закон Краснодарского края «О погребении и похоронном деле в КК» не связывают выполнение требований закона от наличия либо отсутствия денежных средств в местном бюджете.

Бездействие администрации Вольненского сельского поселения нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на предоставление гарантий, установленных статьей 1 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле»

На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Вольненского сельского поселения Успенского района Краснодарского края в части соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле.

Обязать администрацию Вольненского сельского поселения Успенского района устранить нарушения путем проведения следующих мероприятий:

- разработать и утвердить Положения о порядке создания и содержания мест погребения на территории Вольненского сельского поселения и о порядке ведения книг регистрации захоронений, установки надгробий и выдачи свидетельств о регистрации захоронений;

- провести учет умерших, похороненных на кладбищах Вольненского сельского поселения;

- провести регистрацию захоронений на территории кладбищ;

- разработать и использовать на постоянной основе книги регистрации захоронений, книги регистрации установки и замены надмогильных сооружений;

- решить вопрос об организации охраны на территориях кладбищ Вольненского сельского поселения;

- создать на территории Вольненского сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела;

- создать в администрации Вольненского сельском поселении Успенского района попечительский (наблюдательный) совет по вопросам похоронного дела.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней.

Председательствующий: