Решение по иску прокурора Успенского района в интересах Жураковского В.Н. к администрации МО Успенский район, Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.



К делу № 2-468/2011 год.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2011 года (12 часов) с. Успенское

Успенский районный суд, Краснодарского края

в составе:

председательствующего Израиловой О.Н.

при секретаре Безбородовой Н.В.

с участием:

помощника прокурора Успенского района Давыдова А.А.

лица в интересах которого предъявлен иск Жураковского В.Н.

представителя ответчика администрации МО Успенский район Жиляева Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Успенского района в интересах Жураковского В. Н. к администрации муниципального образования Успенский район, Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Успенского района обратился в суд с иском в интересах Жураковского В.Н. к администрации муниципального образования Успенский район, Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, указав, что в прокуратуру Успенского района обратился Жураковский В.Н. с заявлением о защите в судебном порядке его жилищных прав.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Жураковский В.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы муниципального образования Успенский район «О принятии гражданина В.Н. Жураковского на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях» Жураковский В.Н. принят на учет граждан нуждающихся в жилом помещении в отдельный список по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с датой учета 04.10.2009 года.

Однако, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма вне очереди Жураковскому В.Н. не предоставлено.

В связи с вышеизложенным прокурор Успенского просит суд обязать администрацию муниципального образования Успенский район, департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Жураковскому В.Н. жилое помещение вне очереди по договору социального найма в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.

Прокурор Давыдов А.А. в судебном заседании требования поддержал.

Жураковский В.Н. в судебном заседании требования прокурора просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Успенского района Жиляев Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что обеспечение детей-сирот жильем производится в соответствие с краевой программой «Дети Кубани» на 2009-2013 годы. Согласно этой программы в 2011 году на Успенский район выделены средства на строительство 10 квартир. Жураковский В.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принят на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении в отдельный список с датой учета 4.10.2009 года и состоит под № 10 на льготном учете граждан относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Предоставление Жураковскому В.Н. жилого помещения вне очереди не возможно, так как это нарушит право по обеспечению жильем впереди стоящих очередников. Поскольку обязанность финансирования строительства или приобретения жилья для лиц указанной категории возложена на краевой бюджет, что администрация Успенского района может только исполнять полученные субвенции. В связи с изложенным иск прокурора он просит отклонить, признав право Жураковского В.Н. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма

в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представитель ответчика Департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения на иск, в которых исковые требования не признал, указав, что в целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и для установления новых форм и порядка предоставления, указанных мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 26 мая 2009 года принят Законодательным Собранием Краснодарского края новый Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», которым установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам вышеуказанной категории путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма.

В 2009 год краевой целевой программой «Дети-Кубани» выделено 339,2 млн. руб., что в 11 раз больше объемов финансирования прошлого года. И в целом за счет краевого и федерального бюджетов приобретено и построено 386 квартир.

На реализацию мероприятий подпрограммы «Дети-сироты» в 2010 году выделено из краевого бюджета 275932,0 тыс. руб., из федерального - 11290,4 тыс. руб. За счет указанных денежных средств 331 человек обеспечены жильем. Направление по строительству жилья реализовано в шести муниципальных образованиях края (Динском, Каневском, Красноармейском, Тимашевском, Тихорецком и Мостовском районах).

Кроме строительства жилья приобретены жилые помещения в муниципальных образованиях г.г. Новороссийске, Армавире, Сочи, Белоглинском, Гулькевичском, Ейском, Курганинском Павловском, Тимашевском, Северском районах.

В 2011 году в рамках вышеуказанной программы на обеспечение жильем выделено 484600 тыс. руб. за счет которых планируется обеспечить жильем не менее 500 человек. Планируется приобретение (строительство) жилых помещений в: Кавказском, Отрадненском, Крымском, Ленинградском, Усть-Лабинском, Мостовском, Кореновском, Кущевском районах, г. Краснодаре, г. Армавире, г. Новороссийске, г. Горячий ключ, г. Сочи, г. Геленджике, а так же в Апшеронском, Белоглинском, Каневском, Курганинском, Лабинском, Новокубанском, Новопокровском, Тбилисском, Тимашевском, Тихорецком, Туапсинском, Успенском и Щербиновском районах.

Краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года, и начиная с 2012 года ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме 1 миллиард рублей на указанные цели для обеспечения не менее 1000 человек жильем.

В течение 2009-2010 года Успенскому району выделены денежные средства на приобретение 1 квартиры для передачи по договору социального найма. В 2011 году Успенскому району субвенции направлены для строительства жилых помещений, в результате чего, в настоящее время идет строительство 1 многоквартирного дома, 10 человек лиц указанной категории, из числа состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях будут обеспечены новыми квартирами.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет.

Жураковский В.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принята на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список с датой учета 03 марта 2008 года.

На 1 декабря 2011 года Жураковский В.Н. состоит под № 15 на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Успенский район ведется начиная с 2000 года, Жураковский В.Н. был поставлена на льготный учет в 2009 году, то предоставить ему жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем тогда ещё впереди стоящих очередников.

Так как, краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, Жураковский В.Н. будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Успенский район.

На основании изложенного департамент семейной политики Краснодарского края просит:

признать право Жураковской В.Н. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представитель третьего лица Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания третье лицо уведомлено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в его отсутствие, представило возражения, в которых указало, что Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края необоснованно привлечен к участию в деле ввиду следующего.

В соответствии с положением о департаменте семейной политики Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2007 года № 1265 «О департаменте семейной политики Краснодарского края» (далее Положение) департамент семейной политики Краснодарского края:

-      осуществляет контроль за проведением мероприятий, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность (п. 3.26 Положения);

-      осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета в рамках утвержденных ему бюджетных ассигнований (п. 3.33 Положения).

В соответствии с Законами Краснодарского края «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (Ведомственная структура расходов краевого бюджета) департамент семейной политики Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, департамент семейной политики Краснодарского края является уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края, осуществляющим перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попече

ния родителей, в Краснодарском крае» (далее Закон Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ).

На основании Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ, действие которого распространяется на неопределенный круг лиц, в соответствии со статьями 85, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации из краевого бюджета осуществляется финансирование в форме субвенций публичных нормативных обязательств, которые не могут быть персонифицированы.

Следовательно, жилое помещение Жураковскому В.Н. должно предоставляться в порядке соблюдения очередности в соответствии со списками лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделены отдельными государственными полномочиями по решению вопроса предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Кроме этого при рассмотрении данного дело необходимо установить факт отсутствия закрепленных за Жураковским В.Н. имущества из жилых помещений.

В связи с изложенным Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края просит прокурору Успенского района в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Жураковский В.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривается ответчиками.

Постановлением главы муниципального образования Успенский район «О принятии гражданки В.Н. Жураковского на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении» Жураковский В.Н. принят на учет граждан нуждающихся в жилом помещении в отдельный список по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с датой учета 04.10.2009 года.

До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма вне очереди Жураковскому В.Н. не предоставлено.

В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением гарантий, предоставляемых для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях (статьи 4,5 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей»).

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма.

Указанным лицам могут предоставляется по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями (пункт 6 статьи 5 указанного Закона).

Законом Краснодарского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления (в том числе, муниципального образования Успенский район) наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещения по договору социального найма детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа путем приобретения (строительства) жилья.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, используются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ и статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей» предоставление детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке не ставится законом в зависимости от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Удовлетворяя требования прокурора, суд считает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа вне очереди жилыми помещениями, не может быть поставлено в зависимости от каких-либо условий, в частности наличием целевой программы «Дети Кубани». В связи, с чем доводы ответчиков на наличие целевой программы «Дети Кубани», согласно которой выделяются средства на приобретение жилья лицам указанной категории, суд считает не состоятельными, так как законодательство РФ не содержит дополнительных условий при наделении детей сирот жильем наличием или отсутствие специальных программ в субъектах федерации.

Очередь данной категории граждан в Успенском районе ведется с 2006 года. Суд считает, что внеочередное предоставление жилого помещения Жураковскому В.Н. повлечет нарушение прав по обеспечению жильем впереди стоящих очередников по льготному списку детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, вытекающие из принципа равенства, установленного ст. 19 Конституции РФ и поэтому предоставление жилого помещения должно быть произведено в соответствие со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Успенского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Успенский район, Департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Жураковскому В. Н. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством в соответствие со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий