К делу № 2-13/2012 год. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 января 2012 года с. Успенское Успенский районный суд, Краснодарского края в составе: Председательствующего Уманского Г.Г. при секретаре Пеньковой Т.И. с участием: прокурора Мартыненко Р.Н. Представителя Ветнадзора Андреевой И.В. Представителя ответчика адвоката Армаганян С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ходжаян И. Н. об обязании соблюдения ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства У С Т А Н О В И Л: Прокурор Успенского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к индивидуальному предпринимателю Ходжаян И.Н. об обязании соблюдения ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства, указав, что района проведена проверка соблюдения требований ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства ИП Ходжаян И.Н. В результате проверки были выявлены грубые нарушения норм санитарии и ветеринарного законодательства. На момент проверки 09.12.2011 в подворье находилось 23 головы молодняка крупного рогатого скота, 4 головы рабочих лошадей, собак 1 голова, взрослое поголовье животных находилось на пастбище. Все поголовье крупного рогатого скота без индивидуальных номеров (бирки отсутствуют). Животные содержатся в частном подворье, дезбарьера нет, санпропускника нет, стирка проводится в домашних условиях, в качестве спецодежды используется домашняя одежда и обувь - не промаркирована. На территории хоздвора расположены кирпичные помещения для содержания животных, помещения оборудованы стоками для сбора навозной жижи, имеется яма для сбора жижи и сточных вод, не представлен договор на вывоз сточных вод. Входы в помещения для содержания и доения животных не оборудованы дезковриками. Данных о дезосредствах и их применении нет. Санитарный день в помещениях для содержания животных не проводится, стены, потемневшие от пыли, стойкий запах аммиака, нет данных о проведении дезинфекции и дератизации помещений и двора. Исследование воды для поения животных и технических нужд не представлено. Обслуживает животных 5 человек - не представлены данные о прохождении медосмотра. Нет договора с утильзаводом на вывоз и утилизацию биологических отходов. Нет площадки с твердым покрытием и контейнером с крышкой для сбора биологических отходов. Нет емкостей маркированных для сбора биологических отходов, для обеззараживания уборочного инвентаря. Навозохранилища нет, навоз вывозится гужевой повозкой за территорию двора, не буртуется и не складируется для биотермического обеззараживания, а беспорядочно выгружается на всю прилегающую территорию к частному подворью. Не проводятся вакцинация овец против сибирской язвы, исследование на бруцеллез, эпидедемит; лошади в количестве 4 головы не исследованы на Сап, бруцеллез, случную болезнь, нет данных о вакцинации против сибирской язвы. Не представлен план противоэпизоотических мероприятий на 2011 год, не представлен журнал для записи противоэпизоотических мероприятий по форме 2: дезинфекции, дератизации, дезаккаризации. С учетом вышеизложенного, ИП Ходжаян И.Н. не принимает мер по исполнению требований федерального законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия и ветеринарии. Прокурор Мартыненко Р.Н. в судебном заседании требования поддержал и дополнительно просил обратить решение к немедленному исполнению, мотивировав это необходимость срочного проведения всех мероприятий по выполнению требований ветеринарного законодательства. Промедление исполнения решения суда может привести к возникновению эпидемии заразных заболеваний. Ответчик Ходжаян И.Н. в судебное заседание не явился, по месту регистрации не проживает. Приглашенный для участия в деле адвокат Армаганян С.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления прокурора, так как она не находит каких либо нарушений в действиях ответчика. Представитель отдела государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Армавирский» Андреева И.В. в судебном заседании требования прокурора поддержала и пояснила, что Ходжаян И.Н. содержит КРС. Ветнадзором по заявлению граждан в октябре 2011 года была проведена проверка, соблюдения предпринимателем норм ветеринарного законодательства. В ходе проверки были выявлены грубые нарушения неисполнения требований ветеринарного законодательства, что влечет возможность появления и распространения угрозы особо опасных заразных болезней общих для человека и животных, так х как лейкоз, сибирская язва, туберкулез, бруцеллез, САП, ящур, бешенство. Госсельхознадзором было внесено предписание об устранении выявленных нарушений. Ходжаян был привлечен к административной ответственности. В декабре, совместно с прокуратурой района была проведена еще одна проверка. В результате установлено, что Ходжаян никаких мер по устранению выявленных нарушений не предпринял. Более того, сам Ходжаян при проведении проверки не присутствовал, а со слов работников его хозяйства Ходжаян давал указание по телефону, коров проверяющим не показывать, угнать их подальше от подворья. Действия Ходжаян, который отказывается проводить ветеринарные профилактические и противоэпизоотические мероприятия, могут привести к тому, что непроверенная животноводческая продукция попадает на рынок или на молочный завод, в результате может произойти вспышка особо опасных заразных болезней общих для человека и животных. Такая опасность в хозяйстве Ходжаян существует, поскольку животные не исследованы, не привиты, полнейшая антисанитария, близлежащая территория загажена, навоз складируется возле двора. Рядом с хозяйством Ходжаян проходит обводной канал, куда попадают навоз, моча и иные биологические отходы. Данный канал впадает в Кубань. Прокурор и представитель ветнадзора настаивали на рассмотрении дела в отсутствии не явившегося ответчика. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Ходжаян И.Н., являясь предпринимателем без образования юридического лица, а также главой крестьянского (фермерского) хозяйства, по <адрес>, осуществляет деятельность по содержанию и выращиванию крупного рогатого скота и овец (л.д.6-13). В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы, которые не оказывают вредного воздействия на человека. Пунктом первым ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии» (далее по тексту – Закон № 4979-1) ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства. В ст. 15 Закона № 4979-1 закреплено, что продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований. На основании ст. 21 Закона № 4979-1, мясо, мясные и другие продукты убоя животных и иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя животных и иной продукции животного происхождения, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. Частью первой ст. 33 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Закон № 88-ФЗ) установлено, что подтверждение соответствия сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок требованиям настоящего Федерального закона осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в форме декларирования соответствия с использованием любой из схем, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Часть 2 ст. 33 и ст. 5 Закона № 88-ФЗ обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соблюдать требования к безопасности сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок. Из материалов проверки, проведенной прокуратурой района следует, что на момент проверки 09.12.2011 в подворье находилось 23 головы молодняка крупного рогатого скота, 4 головы рабочих лошадей, собак 1 голова, взрослое поголовье животных находилось на пастбище. Все поголовье крупного рогатого скота без индивидуальных номеров (бирки отсутствуют). Животные содержатся в частном подворье, дезбарьера нет, санпропускника нет, стирка проводится в домашних условиях, в качестве спецодежды используется домашняя одежда и обувь - не промаркирована. На территории хоздвора расположены кирпичные помещения для содержания животных, помещения оборудованы стоками для сбора навозной жижи, имеется яма для сбора жижи и сточных вод, не представлен договор на вывоз сточных вод. Входы в помещения для содержания и доения животных не оборудованы дезковриками. Данных о дезосредствах и их применении нет. Санитарный день в помещениях для содержания животных не проводится, стены, потемневшие от пыли, стойкий запах аммиака, нет данных о проведении дезинфекции и дератизации помещений и двора. Исследование воды для поения животных и технических нужд не представлено. Обслуживает животных 5 человек - не представлены данные о прохождении медосмотра. Нет договора с утильзаводом на вывоз и утилизацию биологических отходов. Нет площадки с твердым покрытием и контейнером с крышкой для сбора биологических отходов. Нет емкостей маркированных для сбора биологических отходов, для обеззараживания уборочного инвентаря. Навозохранилища нет, навоз вывозится гужевой повозкой за территорию двора, не буртуется и не складируется для биотермического обеззараживания, а беспорядочно выгружается на всю прилегающую территорию к частному подворью. Не проводятся вакцинация овец против сибирской язвы, исследование на бруцеллез, эпидедемит; лошади в количестве 4 головы не исследованы на Сап, бруцеллез, случную болезнь, нет данных о вакцинации против сибирской язвы. Не представлен план противоэпизоотических мероприятий на 2011 год, не представлен журнал для записи противоэпизоотических мероприятий по форме 2: дезинфекции, дератизации, дезаккаризации. Поведены исследования на лейкоз, согласно результату гематологического исследования ГУ «Армавирская зональная ветеринарная лаборатория» №№ 48-85 от 20.01.2011, выявлено подозрительных 5 голов. В результате исследования №№ 13229-13264 от 13.10.2011г. на лейкоз выявлено 6 подозрительных голов. Не смотря на это, не представлены данные о бактериологическом исследовании молока, не представлена декларация на сырое молоко. На момент проверки в нерабочей холодильной камере хранится молоко сырое во флягах в количестве 90-100 литров. Молочные фляги для сбора молока моются на улице, не проводится дезинфекция материала для фильтрации молока и молочных фляг, фляги грязные. Собранное сырое молоко реализуется оптом каждые два-три дня неустановленному лицу. В нарушение требований СанПин 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, п.4.6 «Правил содержания сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей на территории Краснодарского края», утвержденных приказом Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 18.01.2011 N 7, глава КФХ Ходжаян И.Н. осуществляет деятельность по содержанию и выращиванию крупного рогатого скота и овец, при этом установленный 100-метровый размер санитарно-защитной зоны не соблюдается. В нарушение п.1.5, п.2.4 «б» Санитарных правил СП 1.1.1058-01, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18, производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, Ходжаян И.Н. не осуществляется. Не проводятся лабораторные исследования на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния КФХ с целью оценки влияния на среду обитания человека и его здоровье, не смотря на то, что негативное влияние на атмосферный воздух от деятельности фермы подтверждено лабораторными исследованиями, проведенными Армавирским филиалом ФБУЗ «ЦГиЭ» в Краснодарском крае, согласно которых содержание аммиака в атмосферном воздухе превышает ПДК и составляет 0,22 при норме не более 0,2. 05.10.2011 специалистом федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) проведена внеплановая проверка, согласованная с прокуратурой района, в отношении индивидуального предпринимателя Ходжаян И.Н. По результатам проведенной проверки Ходжаян И.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ. Индивидуальному предпринимателю Ходжаян И.Н. 05.10.2011 выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе до 08.11.2011 предписано представить договор на вывоз сточных вод; оборудовать входы в помещения для содержания и доения животных дезковриками; провести санитарный день в помещениях для содержания животных; провести дезинфекцию и дератизацию помещений и двора под контролем ГБУ «Ветуправление Успенского района»; провести исследование воды. Используемой для поения животных; оборудовать молочную комнату; провести исследование дойных коров на скрытый мастит; представить данные о бактериологическом исследовании молока; представить декларацию на сырое молоко; представить договор с утильзаводом на вывоз и утилизацию биологических отходов; оборудовать площадку с твердым покрытием и контейнером с крышкой для сбора биологических отходов; представить данные о проводимых исследованиях животных (туберкулез, бруцеллез, лейкоз, сап) и акты на проведение вакцинации животных (сибирской язвы, ящур, бешенство), определить место складирования навоза для биотермического обеззараживания (л.д.19-24). Постановлением Успенского районного суда от 28.10.2011 индивидуальный предприниматель Ходжаян И.Н. также привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ (л.д.25-26). Вместе с тем, проверка, проведенная 09.12.2011 (л.д.14-16), показала, что должных выводов для себя предприниматель без образования юридического лица, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ходжаян И.Н. не сделал, каких-либо мер по устранению нарушений не принял, продолжает нарушать ветеринарное, санитарно-эпидемиологическое законодательство, а также законодательство о качестве и безопасности пищевых продуктов. Доводы представителя ответчика об отсутствии нарушений ветеринарного законодательства у ответчика, являются голословными и опровергаются представленным суду доказательствами. Назначая ответчику срок для исполнения решения, суд принимает во внимание, что ответчиком работ по устранению выявленных нарушений не проводится. Разумным и достаточным сроком для устранения отмеченных недостатков суд считает выполнение работ до 1 апреля 2012 года. В соответствие со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Прокурор просил обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения решения суда может привести к возникновению эпидемии заразных заболеваний. Суду предоставлено достаточно доказательство необходимости немедленного исполнения решения суда. Игнорирование Ходжаян требований ветеринарного законодательства и невыполнение возложенных на него требований законом, может привести к вспышке опасных заразных заболеваний, что нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц. В связи с чем суд обращает настоящее решение к немедленному исполнению. Поскольку суд удовлетворяет исковые требования, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствие со ст. 98 ГПК РФ. Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Успенского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Ходжаян И. Н. выразившееся в неисполнении требований соблюдения ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать Ходжаян И. Н. осуществляющего деятельность по содержанию и выращиванию крупного рогатого скота и овец по <адрес>, во исполнение ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства провести индивидуальную нумерацию сельскохозяйственных животных; представить в отдел государственной ветеринарной инспекции договор на вывоз сточных вод; оборудовать входы в помещения для содержания и доения животных дезковриками; провести санитарный день в помещениях для содержания животных; провести дезинфекцию и дератизацию помещений и двора под контролем ГБУ «Ветуправление Успенского района»; провести исследование воды, используемой для поения животных; оборудовать молочную комнату, где должно происходить: сбор молока, первичная обработка молока, мойка и дезинфекция молочной посуды, доильного аппарата, оборудованной холодной и горячей водой, канализацией; обеспечить маркированной посудой для подмывания вымени коров, для сбора первых струек молока, сбора маститного молока; провести исследование дойных коров на скрытый мастит; представить в отдел государственной ветеринарной инспекции данные о реализации молока, его бактериологическом исследовании; представить в отдел государственной ветеринарной инспекции декларацию на сырое молоко; представить в отдел государственной ветеринарной инспекции договор с утильзаводом на вывоз и утилизацию биологических отходов; оборудовать площадку с твердым покрытием и контейнером с крышкой для сбора биологических отходов; представить в отдел государственной ветеринарной инспекции данные о проводимых исследованиях животных (туберкулез, бруцеллез, лейкоз, сап) и акты на проведение вакцинации животных (сибирской язвы, ящур, бешенство); представить в отдел государственной ветеринарной инспекции план противоэпизоотических мероприятий, журнал записи противоэпизоотических мероприятий дезинфекции, дератизации, дезакаризации формы 2; определить место складирования навоза для биотермического обеззараживания; обеспечить санитарно-защитную зону 100 метров. Установить Ходжаян И. Н. срок до 1 апреля 2012 года для устранения выявленных нарушений. Взыскать с Ходжаян И. Н. государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей в доход государства. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий