К делу 2-29/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 февраля 2012 г. с. Успенское Успенский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Кузнецовой Ю. М. при секретаре Шабалиной Ю. В. с участием: истца Захаровой Л. В., представителя истца по доверенности Шавхаловой Б. Д. представителя ответчика по доверенности Скидиной Е. Д. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Л. В. к Управлению Пенсионного Фонда (ГУ) РФ в Успенском районе Краснодарского края о перерасчете ежемесячной денежной выплате УСТАНОВИЛ: Захарова Л. В. обратилась в суд с иском к Пенсионному Фонду (ГУ) в Успенском районе Краснодарского края о перерасчете ежемесячной денежной выплаты, мотивируя тем, что она является матерью погибшего 18 февраля 1997 года при исполнении служебных обязанностей в Чеченской республике ФИО1 <данные изъяты> года рождения. После смерти сына ей было выдано удостоверение, дающие право на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» для родителей и жен погибших военнослужащих, действующего на всей территории Российской Федерации. С 01 января 2005 года Отделением Пенсионного Фонда (ГУ) в Успенском районе Краснодарского края назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ ) по категории «Член семьи ветерана боевых действий». Она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Успенском районе с просьбой сделать перерасчет ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой отечественной войны, но получила отказ, поскольку гибель сына наступила после 16 января 1995 года – даты вступления в силу Федерального закона «О ветеранах», а действие Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 1.08.1989 на неё не распространялось. Отказ считает необоснованным, поскольку до вступления в законную силу ФЗ № 122 от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" она пользовалась льготами наравне с участниками ВОВ. Согласно п. 3 ст. 11 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР не могут быть отменены без равноценной замены. В связи с изложенным просит суд признать действия УПФ (ГУ) в Успенском районе Краснодарского края незаконными. Обязать УПФ РФ (ГУ) в Успенском районе Краснодарского края произвести перерасчет ЕДВ в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ № 5 от 12.01.1995 г. «О ветеранах» согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4.04.2007 г. № 331-О-П и выплатить разницу. В судебном заседании Захарова Л. В. поддержала исковые требования и настаивала на их удовлетворении в полном объеме. Представитель истицы Шавхалова Б. Д. поддержала исковые требования и настаивала на их удовлетворении в полном объеме. Пояснила суду, что до 1 января 2005 года Захарова Л. В. пользовалась натуральными льготами, которые распространялись на жен и родителей военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, наравне с участниками Великой Ответственной войны. Поэтому после вступления в законную силу ФЗ № 122 от 22.08.2004 Захарова Л. В. также имеет право пользоваться льготами и преимуществами, установленных для участников ВОВ. Считает, что не установление ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников ВОВ ущемляют её конституционные права, снижает уровень её социальной защищенности и противоречит принципу конституционному равенству. Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Успенском районе Краснодарского края Скидина Е. Д. иск не признала. Пояснила суду, что вступивший в законную силу 16 января 1995 г. ФЗ «О ветеранах» определил категории круг лиц «льготников», в частности члены семей погибших ветеранов боевых действий, военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы и участников Великой Отечественной войны (ст.15). Захаровой Л. В. льготы назначались согласно ФЗ «О ветеранах». Льготы в соответствии с Законом СССР от 1.08.1989 № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» ей не устанавливались, поскольку данный закон прекратил действие в связи с принятием ФЗ «О ветеранах». Захарова Л. В. с 1.01.2005 на основании ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории «Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий». Поскольку гибель сына Захаровой Л. В. наступила после 16 января 1995 года, т.е. после даты вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», правовые основания для назначения Захаровой Л. В. ежемесячной денежной выплаты, как участнику ВОВ, отсутствуют. Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат: В соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособии устанавливаются законом. Как установлено судом, 18 февраля 1997 году погиб сын истицы Захаровой Л. В.. (л.д.6,7, 8). 2 декабря 2002 года Захаровой Л. В. выдано удостоверение серия <данные изъяты>, дающее право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (л.д.5, 29). Захарова В. Л. является получателем ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), согласно подпункта 4 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах». Захарова В. Л. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Успенском районе Краснодарского края с заявлением о выплате ей ЕДВ в соответствии с п. п. 2 пункта 4 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах». Решением от 10.10.2011 № 106 УПФ РФ (ГУ) в Успенском районе Краснодарского края Захаровой Л. В. в назначении ЕДВ в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» отказано, поскольку смерть сына наступила после 16.01.1995 г., т. е. после даты вступления в силу ФЗ от 12.01.1995 № 5-Фз «О ветеранах». Льготами в соответствии с Законом СССР от 01.08.1989 № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» не пользовалась, поскольку действие данного прекратилось до возникновения у Захаровой Л. В. права на данный вид выплаты. (л.д. 9-11). Так, до вступления в силу Федерального закона «О ветеранах» (т. е. до 16 января 1995 г.) одним из законодательных актов, регулировавших социальную защиту семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, был Закон СССР от 1 августа 1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». В соответствии со ст.7 Закона СССР 1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих были распространены на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Данный закон с 16 января 1995 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Вступивший в законную силу 16 января 1995 года Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанным лицам, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством РФ, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Пунктом 3 статьи 11 ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) было предусмотрено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральным законом № 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года были внесены изменения в ФЗ «О ветеранах», согласно которого некоторые льготы в натуральной форме были заменены на денежные компенсации. Для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы были установлены меры социальной поддержки меньшего объема, чем участникам Великой Отечественной войны. Таким образом, Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», начиная с 1 января 2005 года определены ежемесячные денежные выплаты и определены категории граждан, которым они ежемесячно выплачиваются. При этом статус «участника Великой Отечественной войны» и статус «родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, при исполнении иных обязанностей военной службы» стали различны, что отразилось на размере ежемесячных денежных выплат. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.04.2007 г. № 331-0-П, указал, что не допускается установление ЕДВ в размере ниже данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 ФЗ «О ветеранах» лицам, у которых до 1.01.2005 года возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной Войны по Закону от 01.08.1989 г. № 313-1. Однако, датой смерти сына Захаровой Л. В. является - 18.02.1997 г., то есть в период действия Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Поэтому статья 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», не может распространяться на Захарову Л. В.. В связи с этим ответчиком Захаровой Л. В. обоснованно выплачивается ЕДВ в соответствии подпунктом 4 пункта 4 статьи 23.1 ФЗ «О ветеранах», а не в соответствии подпункта 2 пункта 4 статьи 23.1 ФЗ «О ветеранах». Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в своих Определениях от 21.10.2008, № 536-О-О, от 23.06.2009 г. № 823-О, 13.10.2009 № 1125-О-О указывал, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, изменив систему социальной защиты, предусмотрел гарантии сохранения ранее достигнутого уровня социальной защищенности граждан. Так, в соответствии с целями Федерального закона, указанными в его преамбуле, статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах» членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, предоставлено право на ежемесячную денежную выплату. Данная норма направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан. Разрешение же вопроса о предоставлении членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые приобрели право на льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как лицам, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» является прерогативой законодателя. Таким образом, суд приходит к выводу, что истица не имеет право на получение ЕДВ в размере установленном для участников Великой Отечественной войны, поэтому Управление Пенсионного Фонда (ГУ) в Успенском районе Краснодарского края обоснованно отказал истице в назначении ежемесячной денежной выплаты в данном размере. Не подлежит в данной ситуации применение Определение Конституционного Суда РФ № 331-О-П от 04.04.2007, поскольку согласно данного определения по жалобе гражданки Уваровой В. Н., удостоверение, согласно которого она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших, выдано ей в 1990 году, то есть до принятия Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и данные правоотношения регулируются ст.7 Закона СССР 1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», поскольку к моменту принятия ФЗ «О ветеранах» она реализовала свое право на получение льготы, которая не может быть в последующем предоставляться в меньшем размере. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Захаровой Л. В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Успенском районе Краснодарского края о перерасчете ежемесячной денежной выплате отказать. Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение одного месяца. Судья: