решение по иску о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно статусу ребенка-сироты, внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело № 2-58/2011 решение не вступило в законную силу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Усолье 08 апреля 2011 года

Усольский районный суд Пермского края под председательством судьи Новиковой Н.С.

при секретаре Заболотных Т.А.

с участием истца Алексеевой О.А.,

представителя истца Булановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усолье дело по иску Алексеевой О.Ю. к администрации поселения, Администрации района о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно статусу ребенка-сироты, внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Алексеева О.Ю. обратилась с иском к администрации поселения, Администрации района о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, а также о внеочередном предоставлении жилого помещения. В обосновании иска указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В период нахождения Алексеевой О.Ю. в детском доме, закрепленное за ней жилье по <адрес> пришло в негодность. Решением жилищной комиссии района Алексеева О.Ю. поставлена на учет нуждающихся в получении жилья в льготную очередь по программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья». В настоящее время она стоит в данной очереди под . До настоящего времени жилье не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ. года у Алексеевой О.Ю. родился сын ФИО1.

Истец считает, что имеет право на меры социальной поддержки в связи со статусом ребенок-сирота, просит признать нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать орган местного самоуправления поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, а также за счет средств, перечисленных из бюджета Пермского края, приобрести благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 28 кв.м. на семью из 2 человек, и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма.

Представитель истца Буланова Н.В. иск поддерживает.

Третье лицо ТУ Минсоцразвития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району просит рассмотреть иск в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представители 3-го лица Правительства Пермского края, Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явились, представили свои возражения.

Ответчик Администрация района в судебное заседание не явились, представлено возражение.

Ответчик Администрация поселения в судебное заседание не явились, ранее представитель по доверенности Ундровская Л.А. поясняла, что с иском согласна, администрацией района не проведена надлежащая работа по обеспечению жильем Алексеевой О.Ю.

Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Постановлением главы администрации района от 26.03.1998 года № 72 (в ред.постановления № 269 от 11.09.1998 г.) несовершеннолетняя Алексеева О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., направлена в детский дом, за ней закреплено жилье по адресу <адрес> (л.д.12-13). Отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. Мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11). В период с 30.03.1998 г. по 01.12.1999 год истец находилась в Пыскорском детском доме (л.д.18), после этого проживала в закрепленном помещении по адресу: <адрес>. В период с 30.01.2001 г. по июнь 2002 года содержалась под стражей и отбывала наказание в виде лишения свободы по приговору Усольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).

На основании акта от 20.07.2002 года дом по <адрес>, признан аварийным, включен в программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного фонда в 2005-2010 году». (л.д.14,15). ДД.ММ.ГГГГ года у Алексеевой О.Ю. родился сын ФИО1 (л.д.65). Алексеева О.Ю, проживает без регистрации в г.Усолье.

В 2008 году Алексеева О.Ю, обратилась в Администрацию поселения по вопросу предоставления жилья, Администрацией разъяснено, что для постановки на учет необходимо предоставить документы согласно перечню (л.д.35).

С письменным заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и подтверждающими документами Алексеева О.Ю. обратилась Администрацию поселения в 2010 году (л.д.36-38). Решением жилищной комиссии района от 27.09.2010 года Алексеева О.Ю. поставлена на учет нуждающихся в получении жилья в льготную очередь по программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья». В настоящее время она стоит в данной очереди под (л.д.34).

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Данные положения направлены на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права истца.

Судом установлено, что при направлении в детский дом за Алексеевой О.Ю. постановлением от 26.03.1998 г. № 72 (в ред. постановления от 11.09.1998 г. № 269) было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, истец после детского дома вернулась проживать в закрепленное за ней жилое помещение, в период с 30.01.2001 г. по июнь 2002 года отбывала наказание в виде лишения свободы. Жилое помещение по указанному адресу признано непригодным в 2002 году, когда истице было 20 лет.

23 года истице исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, до этого времени Алексеева О.Ю. в органы местного самоуправления с письменным заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и подтверждающими право документами в органы местного самоуправления не обращалась, соответственно органами местного самоуправление решение о признании Алексеевой О.Ю. нуждающейся в жилом помещении или отказе в признании таковой не принималось. Судом не установлено каких-либо уважительных причин, препятствующих истцу обратиться в установленные сроки в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением. С заявлением о предоставлении жилья истец обратилась в 2008 г., 2010 г. Суду не представлено доказательств, подтверждающих, что на тот момент, когда истица проживала в закрепленном жилом помещении, данное помещение было непригодно для проживания и признано таковым в установленном законом порядке, решение о признании данного жилья непригодным до 2002 года не принималось.

Согласие представителя ответчика Администрации поселения с иском и пояснение по иску суд не может принять во внимание, поскольку органами местного самоуправления в установленном порядке решение о принятии истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилья как ребенка-сироты, не принималось, доказательств обращения истца в администрацию и ненадлежащего рассмотрения таких обращений суду не представлено. Кроме того, органами местного самоуправления до настоящего времени не решен вопрос о предоставлении Алексеевой О.Ю. жилья в рамках программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья» за счет финансовых средств органов местного самоуправления.

Таким образом, судом установлено, что Алексеева О.Ю. имела закрепленное жилое помещение, с 14.04.2005 года утратила право на обеспечение мерами социальной поддержки в соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», до указанной даты своим правом без уважительных причин не воспользовалась.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, представителя истца, материалами дела.

При указанных обстоятельствах суд считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Алексеевой О.Ю. к администрации поселения, Администрации района о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно статусу ребенка-сироты, обязании органа местного самоуправления поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, внеочередном предоставлении жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Усольский районный суд в течение 10 дней.

Судья Н.С.Новикова