решение по иску прокурора Усольского района о признании незаконными бездействия администрации образовательного учреждения



Дело № 2-85/2011 решение не вступило в законную силу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Усолье 14 апреля 2011 года

Усольский районный суд Пермского края под председательством судьи Новиковой Н.С.

при секретаре Заболотных Т.А.,

с участием ст.помощника прокурора Усольского района Проскуряковой Е.С.,

представителя ответчика Токарева А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усолье дело по иску прокурора Усольского района к МОУ о признании незаконным бездействия администрации образовательного учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о признании незаконным бездействия администрации образовательного учреждения, указывая, что в марте 2011 года прокуратурой Усольского района проведена проверка, в ходе которой выявлено, что в компьютерных кабинетах МОУ имеющих доступ к сети Интернет, школьники имеют возможность ознакомления с сайтами, на которых размещены сведения о способах изготовления взрывчатых веществ, совершения террористических актов. Тем самым нарушены требования ст.14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму.

В судебном заседании ст.помощник прокурора Усольского района Проскурякова Е. на исковых требованиях настаивает, указывает, что нарушения не устранены, установленные на компьютерах контентные фильтры и системы блокировки сайтов не в полной мере ограничивают доступ к соответствующим сайтам сети Интернет. Просит признать бездействие администрации МОУ выразившегося в не обеспечении защиты учащихся от иной информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, незаконным, возложить на администрацию МОУ обязанность принять меры в течение 1 месяца по исключению доступа учащихся к материалам и сайтам сети Интернет, содержащим материалы и сведения экстремистской направленности: публично оправдывающих терроризм и иную террористическую деятельность; возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную рознь; пропагандирующих исключительность, превосходство либо неполноценность человека по признаку его социальной расовой, национальной или языковой принадлежности или отношения к религии, нарушающих права, свободы и законные интересы человека и гражданина в зависимости от его социальной расовой, национальной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропагандирующих и публично демонстрирующих нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходную с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.

Представитель ответчика директор МОУ Токарев А.Ф. с иском согласен, пояснил, что администрацией учреждения принимаются меры к устранению выявленных прокуратурой Усольского района нарушений, направлено письмо в обслуживающую организацию ОАО об исполнении договорных обязательств по фильтрации контента, доступ школьников к сети Интернет приостановлен до выяснения обстоятельств дели и обеспечения фильтрации контента.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, установил следующее.

Согласно ст.14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Статьей 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» закреплен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст.3, 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что противодействие экстремистской деятельности осуществляется принятием профилактических мер, направленных на предупреждение профилактической деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. В целях противодействия экстремисткой деятельности федеральные органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» установлен приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с ч.2, 3 ст.32 Закона «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательной учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Согласно справки о проведенной проверке пом.прокурора Усольского района от 11.03.2011 г. выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму» в МОУ, в кабинете информатики учреждения путем использования персональных компьютеров, имеющих доступ к сети Интернет, осуществлен выход на сайты, на которых содержатся сведения о способах изготовления взрывчатых веществ, совершения террористические актов. Таким образом, обучающиеся имеют неограниченную возможность ознакомления с информацией террористической направленности путем доступа к сети Интернет» (л.д.5-9).

Таким образом, имеет место нарушение МОУ законодательства о противодействии экстремизму, терроризму, не обеспечено ограничение доступа к Интернет-сайтам террористической направленности, а также не обеспечена защита учащихся от иной информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. В то же время доказательств неограниченного доступа в учреждении к иной информации экстремистского характера, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную рознь; пропагандирующих исключительность, превосходство либо неполноценность человека по признаку его социальной расовой, национальной или языковой принадлежности или отношения к религии, нарушающих права, свободы и законные интересы человека и гражданина в зависимости от его социальной расовой, национальной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропагандирующих и публично демонстрирующих нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходную с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, суде не представлено.

Установленные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, материалами дела.

На основании изложенного, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации МОУ выразившегося в не обеспечении защиты учащихся от иной информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, незаконным.

Возложить на МОУ обязанность в срок 30 дней со дня вступления решения в законную силу исключить доступ учащихся к материалам и сайтам сети Интернет, содержащим материалы и сведения экстремистской направленности: призывающих к осуществлению террористической деятельности и публично оправдывающих терроризм и иную террористическую деятельность.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Усольский районный суд в течение 10 дней.

Судья Н.С.Новикова