о признании действий администрации сельского поселения незаконными



Дело № 2-256/2011 17 ноября 2011 года решение не втупило в законную силу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усольский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Новиковой Н.С.

при секретаре Оносовой Л.В.,

с участием помощника прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры Курбатова С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усолье дело по заявлению межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения о признании бездействия администрации сельского поселения по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора незаконными,

УСТАНОВИЛ:

межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о возложении на администрацию сельского поселения обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, указывая на то, что межрайонной природоохранной прокуратурой в октябре 2011 г. при проверке установлены обстоятельства, которые свидетельствуют о бездействии органов местного самоуправления сельского поселения в осуществлении возложенных на них федеральным законодательством полномочий. межрайонный природоохранный прокурор просит признать бездействия администрации сельского поселения по организации сбора отрабо­танных ртутьсодержащих ламп на территории сельского по­селения и информированию юридических лиц, индивидуальных предпри­нимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора неза­конными.

Возложить на ответчика - администрацию сельского поселения, обязанность по органи­зации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения и информированию юридических лиц, индиви­дуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Установить срок исполнения указанной обязанности - 6 ме­сяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Во исполнение обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения обязать администрацию сельского поселения разработать, принять и обнародовать муниципаль­ный правовой акт, регламентирующий организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения. Установить срок исполнения указанной обязанности - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Во исполнение обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения обязать администрацию сельского поселения заключить договор со специализированной органи­зацией, имеющей лицензию на право обращения с отработанными ртуть- содержащими лампами, на оказание услуг по сбору отработанных ртутьсо-держащих ламп на территории сельского поселения, либо создать муниципальное предприятие, оказывающее услуги по сбору отра­ботанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения. Установить срок

исполнения указанной обязанности - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник межрайонного природоохранного прокурора Курбатов С.О. поддержал заявление, просил установить сроки для исполнения обязанностей вместо 2 месяцев – 6 месяцев, вместо 6 месяцев – 1 год.

Заинтересованное лицо представитель Администрации сельского поселения в судебное заседание не явился, возражений против заявленных требований не представил, извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки в судебное заседание не представил.

Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, зем­ля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обя­зан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к при­родным богатствам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 и подпунктами 1, 2, 4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение деградации, за­грязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собст­венники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арен­даторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, за­хламления отходами производства и потребления, загрязнения, ликвида­ции последствий загрязнения и захламления земель.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окру­жающей среды» каждый гражданин имеет пра­во на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с п. 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под сбором отходов понимает­ся прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Среди основных принципов государственной политики в области об­ращения с отходами статья 3 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ выделяет принцип охраны здоровья человека, поддержание или вос­становление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится ор­ганизация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 указанного Федерального закона, территории муниципальных обра­зований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с эколо­гическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельно­сти в области обращения с отходами на территориях муниципальных обра­зований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Правил обращения с отходами производства и по­требления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненад­лежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспорти­рование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, ут­вержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, органы местного самоуправления организуют сбор от­работанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осущест­вления такого сбора.

В соответствии с Федеральным классификатором каталогов отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, изделия, устройства, приборы, потерявшие потребительские свойства, содержащие ртуть (код 35330000 13 00 1) и ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код 3530100 12 01 1)имеют 1 класс опасности и, согласно ст.4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» относятся в чрезвычайно опасным отходам.

межрайонной природоохранной прокуратурой в октябре 2011 г. выявлено бездействие органов местного самоуправления сельского поселения в осуществлении возложенных на них полномочий, что выразилось в том, что администрация сельского поселения не организовала сбор чрезвычайно опасных отходов - отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления такого сбора, в нарушение действующего законодательства РФ.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями помощника межрайонного природоохранного прокурора Курбатова С.О., материалами дела, в том числе письменной информацией главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ о том, что на территории сельского поселения граждане и юридические лица о порядке сбора отработанных ртутьсодержащих ламп не информированы, организации, оказывающие услуги по сбору отработанных ламп, отсутствуют, соответствующие правовые акты не издавались.

Суд считает, что несоблюдение требований действующего законодательства, устанавливающих требования к обращению с чрезвычайно опасными отходами производства и потребления, ведет к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционные права человека на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.ст.41, 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно п.3 ч.1 ст.17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Действующим законодательством не установлена обязанность органов местного самоуправления создавать муниципальные предприятия, либо заключать договоры со специализированными организациями.

В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В связи с этим суд полагает, что возложение на администрацию сельского поселения обязанности создать предприятие или заключить договор со специализированной организацией, до определения органом местного самоуправления порядка деятельности в области обращения с отходами, является преждевременным и нарушающим принцип самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения.

На основании изложенного, суд полагает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействия администрации сельского поселения по организации сбора отрабо­танных ртутьсодержащих ламп на территории сельского по­селения и информированию юридических лиц, индивидуальных предпри­нимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора неза­конными.

Обязать администрацию сельского поселения в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу органи­зовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения и информирование юридических лиц, индиви­дуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Во исполнение обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения обязать администрацию сельского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать, принять и обнародовать муниципаль­ный правовой акт, регламентирующий организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения либо разработать проект данного нормативного правового акта и направить его в Совет Депутатов сельского поселения для принятия.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Усольский районный суд в течение 10 дней.

Судья Н.С.Новикова