о восстановлении в льготной очереди на получение жилого помещения



Дело № 2-230/2011 г. решение не втупило в законную силу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Усолье 17 ноября 2011 года

Судья Усольского районного суда Пермского края Новикова Н.С.

при секретаре Ширшовой С.А.,

с участием помощника прокурора района Ковригиной Е.А.,

истца Калининой Л.П.,

представителя ответчика администрации городского поселения

по доверенности Ундровской Л.А.,

рассмотрел в судебном заседании в г.Усолье гражданское дело по исковому заявлению прокурора района, действующего в интересах истца Калининой Л.П. и её несовершеннолетних членов семьи, к администрации городского поселения о возложении обязанности восстановить Калинину Л.П. в льготной очереди на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор района обратился в суд в интересах Калининой Л.П. и её несовершеннолетних детей с иском к администрации городского поселения о возложении обязанности восстановить Калинину Л.П. в льготной очереди на получение жилого помещения, как лица из числа детей-сирот. В обоснование иска указал, что с 2001 г. истец состояла в льготной очереди на получение жилья, как лицо из числа детей-сирот, при администрации муниципального района. В 2006 году при передаче списков очередников в администрацию городского поселения Калининой Л.П. в списках не оказалось, хотя снятия с учета Калининой Л.П. из льготной очереди не производилось, фактически Калинина Л.П. жильем в соответствии с установленными нормами не обеспечена. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации городского поселения Калинина была восстановлена в списке нуждающихся в предоставлении жилой площади в льготной очереди на основании решения Усольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации городского поселения Калинина Л.П. снята с учета, хотя никакие обстоятельства не изменились, в нарушение ст.ст.55, 56 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Указа Губернатора Пермской области «Об утверждении правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении».

В судебном заседании пом.прокурора района Ковригина Е.А. заявление поддержала, просит удовлетворить.

В судебном заседании истец Калинина Л.П. просит восстановить её в льготной очереди, действия администрации городского поселения нарушает решение суда.

Представитель ответчика администрации городского поселения по доверенности Ундровская Л.А. с иском не согласна, поскольку Калинина Л.П. в <адрес> никогда не проживала, в настоящее время проживает в <адрес>, сведениями о наличии у истца статуса лица, оставшегося без попечения родителей, администрация поселения не располагает, первоначально постановка Калининой на учет осуществлена администрацией района, жилое помещение также предоставляла администрация района. У администрации городского поселения отсутствуют правые основания учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий Калининой Л.П. в льготной очереди.

Заслушав пом.прокурора Ковригину Е.А., истца Калинину Л.П., представителя ответчика Ундровскую Л.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Статьёй 49 ЖК РФ обязанность по предоставлению гражданам жилых помещений возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии с п.п.3, 5 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании п.4, 5, 7, 10, 11, 12 Указа Губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 "Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении" учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Для лиц, родившихся за пределами территории Российской Федерации, учет производится по месту их последнего проживания на территории соответствующих районов и городов Пермской области. Постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего указа.

При обращении о постановке на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, представляются следующие документы: заявление о постановке на учет, подписанное законным представителем детей-сирот либо лицом из числа детей-сирот; оригиналы или удостоверенные копии документов, подтверждающие статус детей-сирот.

При подтверждении оснований для постановки на учет органы местного самоуправления выносят решение о постановке на учет. При отсутствии оснований принимается решение об отказе в постановке на учет. О вынесенных решениях заявитель извещается в письменном виде.

Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, ведется по отдельному списку.

Снятие детей-сирот с учета осуществляется по решению органа местного самоуправления с согласия органа опеки и попечительства в случаях: усыновления детей-сирот в установленном законом порядке; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах несоответствующих действительности сведений о нуждаемости в предоставлении жилья, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; в случае смерти лица, состоящего на учете.

Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии подп.3 п.1, п.2 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии при администрации муниципального района на основании ходатайства директора средней школы в льготную очередь как сирота поставлена Калинина Л.П.

На основании постановления главы местного самоуправления района ДД.ММ.ГГГГ Калининой Л.П. выделена комната в 4-х комнатной квартире по адресу: <адрес> на условиях договора коммерческого найма. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Калининой Л.П. и её несовершеннолетними детьми зарегистрировано право собственности на занимаемое жилое помещение.

Сторонами не оспаривается, что <адрес> расположен в <адрес>

В 2008 году Калинина Л.П. обратилась с иском в суд, поскольку в 2006 года при разграничении полномочий при передаче списков в администрацию городского поселения, Калининой Л.П. в списках не оказалось.

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Усольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации городского поселения , ФИО1 была восстановлена в списке нуждающихся в предоставлении жилой площади в льготной очереди, как из числа детей-сирот.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации городского поселения Калинина снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.3 ст.56 Жилищного кодекса РФ, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование (<адрес>).

Калинина Л.П. является уроженкой <адрес>, также проживала в <адрес>, обучалась в школе интернате, проживает по адресу : <адрес> т.е. в другом муниципальном образовании. Стороны не оспаривают, что Калинина Л.П. не проживала в.<адрес>. Первоначально решение о постановке Калининой Л.П., которой на момент принятия решения исполнилось свыше 23 лет, на соответствующий учет принималось администрацией района, в отсутствие документов, подтверждающих статус детей-сирот, на основании ходатайства директора школы, Калинина Л.П. до достижения возраста 23 лет правом на обеспечение мерами социальной поддержки в соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не воспользовалась, уважительных причин не использования права суду не представила.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Данные положения направлены на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права истца.

Кроме того, в связи с проживанием истца и её несовершеннолетних детей в другом муниципальном образовании администрация городского поселения не вправе осуществлять учет гражданина, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в том числе на льготных условиях. Распоряжением главы администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Калинина обоснованно снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.3 ст.56 Жилищного кодекса РФ, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование (<адрес>). Данное распоряжение в судебном порядке не оспорено, не отменено.

Доводы пом.прокурора и истца о том, что фактически обстоятельства, в соответствии с которыми Калинина принята и снята с учета в администрации городского поселения не изменились, т.е. переезда на иное место жительство не было, не могут признаны судом обоснованными, поскольку судом не установлено оснований для учета Калининой в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в том числе в льготном порядке, органом местного самоуправления вне места жительства истца, в отсутствие документов, подтверждающих статус лица, как имеющего право на внеочередное обеспечение жильем, и обоснованность постановки на учет 2001 году.

администрацией городского поселения исполнено решение Усольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, принято распоряжение о восстановлении Калининой Л.П. в списке нуждающихся в предоставлении жилой площади. Однако, данное обстоятельства не лишает органы местного самоуправления права решения вопросов о снятии граждан с учета в соответствии с требованиями ст.ст.55, 56 Жилищного кодекса РФ.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон.

На основании изложенного, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В исковых требованиях прокурору района, действующему в интересах истца Калининой Л.П. и её несовершеннолетних членов семьи к администрации городского поселения о возложении обязанности восстановить Калинину Л.П. в льготной очереди на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Усольский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 22 ноября 2011 г.

Судья Н.С.Новикова