решение о возложении обязанности разработать и реализовать проект ликвидации несанкционированных свалок



Дело № 2-9/2012 26 января 2012 года не вступило в законную силу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усольский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Новиковой Н.С.

при секретаре Ширшовой С.А.,

с участием представителя истца Ереминой Ю.С.,

представителей ответчиков Грозиной Л.Л., Шлейхера Л.Т.,

рассмотрел в судебном заседании в г.Усолье гражданское дело по исковому заявлению Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Орлинского сельского поселения, администрации Усольского муниципального района, ГКУ «Березниковское лесничество» о возложении обязанности разработать и реализовать проект ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации земельных участков, на которых расположены свалки,

УСТАНОВИЛ:

Березниковской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о возложении в солидарном порядке на администрацию Орлинского сельского поселения, администрации Усольского муниципального района, ГКУ «Березниковское лесничество» обязанности разработать и реализовать проект ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории лесного фонда Усольского муниципального района в границах Орлинского сельского поселения, и рекультивации земельных участков, на которых расположены свалки, указывая на то, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в октябре 2011 г. при проверке установлены обстоятельства, которые свидетельствуют о бездействии ответчиков в осуществлении возложенных на них федеральным законодательством полномочий. Березниковский межрайонный природоохранный прокурор просит возложить на ответчиков - администрацию Орлинского сельского поселения Усольского муниципального района Пермского края, администрацию Усольского муниципального района Пермского края, ГКУ «Березниковское лесничество» солидарную обязанность разработать и реализовать проект ликвидации следующих несанкционированных свалок на территории лесного фонда Усольского муниципального района в границах Орлинского сельского поселения:

1) в квартале выделе Березниковского участкового лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га;

2)            в квартале выделе Березниковского участкового лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га;

3)            в квартале выделах и Березниковского участкового лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га;

4)                в квартале выделе Березниковского участкового лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га;

5)                в квартале выделе Березниковского участкового лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га;

6) в квартале выделах и Березниковского участкового
лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га,

и рекультивации данных земельных участков, на которых расположены указанные свалки. Установить ответчикам срок исполнения указанного обязательства в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

В судебном заседании помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Еремина Ю.С поддержала заявление.

Представитель ответчика - Администрации Орлинского сельского поселения Усольского муниципального района - по доверенности Грозина Л.Л. с иском не согласна, указала, что администрацией поселения приняты меры к организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории населенного пункта, вопросы ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, и вне населенных пунктов к полномочиям органов местного самоуправления поселения вне населенных пунктов межрайонногое указаны цели рекультиваци бязанности исполнения требований действующего законодательства.не относятся. Срок 6 месяцев в связи с отсутствием правил составления проектов ликвидации несанкционированных свалок является недостаточным. Администрацией поселения самостоятельно принимались меры к ликвидации несанкционированных свалок вблизи населенного пункта, но свалки продолжают образовываться.

Представитель ответчика - Администрации Усольского муниципального района - в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили. Ранее представителем даны пояснения о несогласии с иском, поскольку истцом не представлено доказательств вины ответчика в образовании несанкционированных свалок, указанных в иске.

Представитель ответчика ГКУ «Березниковское лесничество» по доверенности Шлейхер Л.Т. указал, что с иском не согласен, поскольку вопросы ликвидации несанкционированных свалок бытового мусора не отнесены к полномочиям Учреждения. Срок 6 месяцев в связи с особенностями природных условий невозможно выполнить.

Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению частично.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, зем­ля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обя­зан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к при­родным богатствам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 и подпунктами 1, 2, 4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение деградации, за­грязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собст­венники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арен­даторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, за­хламления отходами производства и потребления, загрязнения, ликвида­ции последствий загрязнения и захламления земель.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окру­жающей среды» каждый гражданин имеет пра­во на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно пунктам 1-4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями; территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов; территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

В соответствии с п. 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В силу пункта 14 части 1 статьи 15 данного Федерального закона, к вопросу местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу части 1 статьи 4 данного Федерального закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросу местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу частей 1 и 2 статьи 13 данного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанностей по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств и в соответствии с проектом восстановительных работ.

В судебном заседании установлено, что территория Орлинского сельского поселения входит в состав Усольского муниципального района. В состав территории Орлинского сельского поселения входят земли лесного фонда Усольского муниципального района, в том числе, на которых расположены несанкционированные свалки бытовых отходов.

Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в октябре 2011 г. выявлено образование на территории лесного фонда Усольского муниципального района в пределах границ Муниципального Образования «Орлинское сельское поселение» 6 несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора.

Так, в соответствии с информацией от <данные изъяты> представленной директором ГКУ «Березниковское лесничество» Гилевым Д.Г. по требованию от ДД.ММ.ГГГГ, на территории лесного фонда в Усольском муниципальном районе Пермского края, в границах Орлинского сельского поселения, расположено 6 несанкционированных свалок бытовых отходов:

1) в квартале выделе Березниковского участкового лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га;

2) в квартале выделе Березниковского участкового
лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га;

3) в квартале выделах и Березниковского участкового
лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га;

4)                в квартале выделе Березниковского участкового лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га;

5)                в квартале выделе Березниковского участкового лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га;

6) в квартале выделах и Березниковского участкового
лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га.

Данные свалки, состоящие из бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате жизнедеятельности человека, не ликвидированы до настоящего времени.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями помощника межрайонного природоохранного прокурора Ереминой Ю.С.., представителей ответчиков, материалами дела, в том числе письменной информацией ГКУ «Березниковское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что на территории Орлинского сельского поселения имеются несанкционированные свалки бытовых отходов (л.д.23, 33), и другими представленными в суд доказательствами.

Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что заявленные требования не относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселения, администрацией поселения заключен договор с МКУП «Полигон» о вывозе твердых бытовых отходов на Полигон, отсутствии вины администрации поселения в образовании несанкционированных свалок, отсутствии финансирования.

В судебном заседании установлено, что свалки образованы вследствие ненадлежащего исполнения администрацией Орлинского сельского поселения полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов, принятия недостаточных и нерациональных мер к организации указанной деятельности, установки контейнеров, не обеспечивающих потребности населения в сфере обращения с отходами на территории муниципального образования, и, соответственно, регулярный вывоз бытовых отходов. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Образование 6 несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора выявлено в пределах границ Муниципального Образования «Орлинское сельское поселение». Какие-либо разрешительные документы на вышеуказанные места размещения отходов отсутствуют. Следовательно места складирования отходов являются несанкционированными свалками и подлежат ликвидации. Вопросы отсутствия финансирования не являются основанием для освобождения от обязанности исполнения требований действующего законодательства.

При этом суду не представлено доказательств возникновения несанкционированных свалок в результате действия или бездействия администрации Усольского муниципального района, ГКУ «Березниковское лесничество», в круг полномочий указанных ответчиков не входят обязанности уборки и очистки леса от бытовых отходов на территории муниципального образования – поселения.

Также суду не представлено доказательств причинения вреда окружающей среде нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, нарушения плодородия почв, в иске не указаны цели рекультивации земельных участков.

На основании изложенного, суд полагает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению частично. При решении вопроса о сроках суд учитывает возможности исполнения обязанности с учетом погодных условий, времени года, транспортной доступности к объектам лесного массива.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Орлинского сельского поселения Усольского муниципального района Пермского края в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу разработать и реализовать проект ликвидации следующих несанкционированных свалок на территории лесного фонда Усольского муниципального района в границах Орлинского сельского поселения:

1) в квартале выделе Березниковского участкового лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га;

2) в квартале выделе Березниковского участкового
лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га;

3) в квартале выделах и Березниковского участкового
лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га;

6)                в квартале выделе Березниковского участкового лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га;

7)                в квартале выделе Березниковского участкового лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га;

6) в квартале выделах и Березниковского участкового
лесничества ГКУ «Березниковское лесничество» на площади <данные изъяты> га.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Усольский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 31 января 2012 г.

Судья подпись Н.С.Новикова