Дело № 2-35/2012 14 февраля 2012 г. не вступило в законную силу РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Усольский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Новиковой Н.С. при секретаре Ширшовой С.А., с участием помощника прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры Ереминой Ю.С. представителя ответчика Грозиной Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усолье дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав интересов неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> сельского поселения о признании бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения Усольского района Пермского края по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора незаконными, УСТАНОВИЛ: Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением о возложении на администрацию <данные изъяты> сельского поселения обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, указывая на то, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой при проверке установлены обстоятельства, которые свидетельствуют о бездействии органов местного самоуправления <данные изъяты> сельского поселения в осуществлении возложенных на них федеральным законодательством полномочий. Березниковский межрайонный природоохранный прокурор просит признать бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения Усольского района Пермского края по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора незаконными. Возложить на ответчика - администрацию <данные изъяты> сельского поселения Усольского района Пермского края обязанность по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Установить срок исполнения указанной обязанности – 1 год со дня вступления решения суда в законную силу. Во исполнение обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Усольского района Пермского края разработать, принять и обнародовать муниципальный правовой акт, регламентирующий организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения, либо разработать проект данного нормативного акта и направить его в Совет депутатов <данные изъяты> сельского поселения. Установить срок исполнения указанной обязанности - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Во исполнение обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Усольского района Пермского края заключить договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на право обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами, на оказание услуг по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения, либо создать муниципальное предприятие, оказывающее услуги по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения. Установить срок исполнения указанной обязанности - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Еремина Ю.С. поддержала исковое заявление, указанные в заявлении сроки исполнения обязанностей считает разумными. Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения Усольского района по доверенности Грозина Л.Л. с иском согласна частично, указала, что в настоящее время разрабатывается проект нормативного правового акта в указанной сфере деятельности, рассматриваются возможности заключения договора со специализированной организацией, с учетом финансовых возможностей муниципального образования 6 месяцев для решения вопроса о заключении такого договора недостаточно.говоговофинансовых возможностей муниципального образования 6 месяцев дтся проект нормативного пр Суд, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению. Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 и подпунктами 1, 2, 4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель. Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии с п. 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами статья 3 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ выделяет принцип охраны здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 указанного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. В соответствии с Федеральным классификатором каталогов отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, изделия, устройства, приборы, потерявшие потребительские свойства, содержащие ртуть (код 35330000 13 00 1) и ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код 3530100 12 01 1)имеют 1 класс опасности и, согласно ст.4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» относятся в чрезвычайно опасным отходам. В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Согласно п.3 ч.1 ст.17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа. Березниковский межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено бездействие органов местного самоуправления <данные изъяты> сельского поселения Усольского района Пермского края в осуществлении возложенных на них полномочий, что выразилось в том, что администрация <данные изъяты> сельского поселения не организовала сбор чрезвычайно опасных отходов - отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления такого сбора, в нарушение действующего законодательства РФ. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями помощника межрайонного природоохранного прокурора Ереминой Ю.С. представителя ответчика Грозиной Л.Л.., материалами дела, в том числе письменной информацией главы <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ о том, что сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в полномочия администрации <данные изъяты> сельского поселения не входит. Суд считает, что несоблюдение требований действующего законодательства, устанавливающих требования к обращению с чрезвычайно опасными отходами производства и потребления, ведет к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционные права человека на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.ст.41, 42 Конституции Российской Федерации. На основании изложенного, суд полагает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. При решении вопроса о сроках исполнения суд учитывает возможности исполнения обязанности, принимает во внимание пояснения представителя ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения Усольского района Пермского края по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора незаконными. Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Усольского района Пермского края в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Во исполнение обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Усольского района Пермского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать, принять и обнародовать муниципальный правовой акт, регламентирующий организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения либо разработать проект данного нормативного правового акта и направить его в Совет депутатов <данные изъяты> сельского поселения для принятия. Во исполнение обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Усольского района Пермского края в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу заключить договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на право обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами, на оказание услуг по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения, либо создать муниципальное предприятие, оказывающее услуги по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <данные изъяты> сельского поселения. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Усольский районный суд в течение месяца. Судья подпись Н.С.Новикова