о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенка-сироты, внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело № 2-43/2012 не вступило в законную силу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Усолье 20 марта 2012 года

Судья Усольского районного суда Пермского края Новикова Н.С.

при секретаре Оносовой Л.В.,

с участием истцов Санниковой Л.М., Попова А.А.,

представителя истцов адвоката Булановой Н.В.,

представителей ответчиков по доверенности Усталовой Г.В., Грозиной Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усолье гражданское дело по иску Санниковой Л.М., Попова А.А. к администрации Усольского муниципального района, Администрации Орлинского сельского поселения о признании Санниковой Л.М. нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенка-сироты, внеочередном предоставлении Санниковой Л.М., Попову А.А. жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Санникова Л.М., Попов А.А. обратились с иском к администрации Орлинского сельского поселения, Администрации Усольского муниципального района о признании Санниковой Л.М. нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенка-сироты, а также о внеочередном предоставлении Санниковой Л.М., Попова А.А. жилого помещения. В обосновании иска указано, что истцы являются лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения Усольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители были лишены родительских прав, постановлением администрации Усольского района дети были определены для проживания и воспитания в детский дом с.Пыскор, закреплена жилплощадь по адресу: д.Пешково Усольского района, <адрес>. В период нахождения Попова А.А. в детском доме, Санниковой Л.М. под опекой, закрепленное за ними жилье в д.Пешково пришло в негодность. Решением жилищной комиссии Усольского района Попов А.А. поставлен на учет нуждающихся в получении жилья, в отношении Санниковой Л.М. данное решение не принималось. Она обратилась с заявлением в Администрацию Орлинского сельского поселения о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья как ребенку-сироте, но получила отказ. До настоящего времени жилье не предоставлено, истцы снимают квартиру в г.Березники.

В судебном заседании истцы на иске настаивают, считают, что имеют право на меры социальной поддержки в связи с наличием у каждого статуса ребенок-сирота, просят признать Санникову Л.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию Усольского муниципального района за счет средств, перечисленных из бюджета Пермского края, предоставить Санниковой Л.М., Попову А.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 14 кв.м. 1 члена семьи.

Представитель истцов адвокат Буланова Н.В. исковые требования поддерживает, указала, что в возрасте <данные изъяты> лет Санникова Л.М. обратилась в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет, как ребенка-сироты, в удовлетворении заявления было необоснованно отказано, истцу не разъяснено право предоставить необходимые документы на постановку на учет.

Представитель ответчика Администрации Усольского муниципального района по доверенности Усталова Г.В. в судебном заседании указала, что с иском Попова А.А. согласна, его право на получение жилья не оспаривает, в то же время Санникова Л.М. утратила статус ребенка-сироты, на учет в качестве нуждающейся не поставлена, т.к. необходимых для этого документов в установленные законом сроки и в соответствии с разъяснениями в органы местного самоуправления не предоставила.

Представитель ответчика Администрации Орлинского поселения по доверенности Грозина Л.Л. пояснила, что с иском согласна, первоначально по заявлению Санниковой Л.М., которое расценили как заявление о проверке пригодности жилого помещения для проживания, не проводили обследование жилого помещения в д.Пешково, <адрес>, Усольского района, так как Санникова Л.М. не предоставила документы, подтверждающие право пользования жилым помещением. В настоящее время межведомственной комиссией проведено обследование данного жилья, оно признано непригодным для проживания.

Представители 3-го лица Правительства Пермского края, Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представителем Министерства финансов представлены возражения.

Заслушав истцов, представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Решением Усольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Санникова Н.А. лишена родительских прав в отношении Санниковой Л.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Попова А.А.., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Попов А.Г. лишен родительских прав в отношении Попова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.16-18). Постановлением главы администрации Усольского района от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние Санникова Л., Попов А. направлены в детский дом, за ними закреплено жилье по адресу: п.Пешково (л.д.10). Отец в свидетельстве о рождении Санниковой Л.М. указан со слов матери. (л.д.50). Родители истцов Санникова Н.А., Попов А.Г. недвижимого имущества не имеют. Истец Попов А.А. находился в Пыскорском детском доме, после этого проживал по договору найма в г.Березники, обучается на очной дневной форме в <данные изъяты> г.Березники, жильем не обеспечен, состоит на учете в Администрации Усольского муниципального района в качестве нуждающегося в жилье.

Санникова Л.М. проживала у опекуна в <адрес> до совершеннолетия, 1 год училась в <данные изъяты> г.Пермь, затем приехала в г.Березники, училась в <данные изъяты>, работала, по месту учебы не просила предоставить жилье, в ранее закрепленное жилое помещение в п.Пешково не вернулась, в возрасте <данные изъяты> лет обратилась с письменным заявлением в Администрацию Орлинского сельского поселения о признании нуждающейся в жилом помещении, подтверждающие в заявлении документы не предоставила, на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающейся в получении жилья как ребенка-сироты не состоит.

На основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: Пермский край, Усольский район, п.Пешково, <адрес>, признана непригодной для проживания.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя, который в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Данные положения направлены на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права истца Санниковой Л.М.

Судом установлено, что при направлении в детский дом за Санниковой Л.М. постановлением от ДД.ММ.ГГГГ было закреплено жилое помещение в п.Пешково (фактически по адресу: п.Пешково Усольского района, <адрес>), истец после достижения совершеннолетия и прекращения опеки не вернулась проживать в закрепленное за ней жилое помещение. Жилое помещение по указанному адресу признано непригодным в 2012 году, когда истица достигла возраста <данные изъяты> лет.

<данные изъяты> года истице исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, до этого времени Санникова Л.М. обратилась в органы местного самоуправления с письменным заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", однако подтверждающие право документы не предоставила, соответственно органами местного самоуправления решение о признании Санниковой Л.М. нуждающейся в жилом помещении или отказе в признании таковой, постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, не принималось. Судом не установлено каких-либо уважительных причин, препятствующих истцу обратиться в установленные сроки в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением и подтверждающими документами. С заявлением о предоставлении жилья истец обратилась в 2011 г. Суду не представлено доказательств, подтверждающих, что на тот момент, когда истица имела возможность проживать в закрепленном жилом помещении, данное помещение было непригодно для проживания и признано таковым в установленном законом порядке, решение о признании данного жилья непригодным до 2012 года не принималось.

Согласие представителя ответчика Администрации Орлинского сельского поселения с иском и пояснение по иску суд не может принять во внимание, поскольку органами местного самоуправления в установленном порядке решение о принятии истца Санниковой Л.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилья как ребенка-сироты не принималось, доказательств ненадлежащего рассмотрения таких обращений суду не представлено. Кроме того, органами местного самоуправления вправе решить вопрос о предоставлении Санниковой Л.М. жилья по иным основаниям за счет финансовых средств органов местного самоуправления.

Таким образом, судом установлено, что Санникова Л.М. имела закрепленное жилое помещение, на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла, с ДД.ММ.ГГГГ утратила право на обеспечение мерами социальной поддержки в соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», до указанной даты своим правом без уважительных причин не воспользовалась.

Решением жилищной комиссии Усольского района Попов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет нуждающихся в получении жилья в льготную очередь как не имеющий закрепленного жилья. В настоящее время он стоит в данной очереди, проживает без регистрации в г.Березники. Другого жилого помещения за истцом не закреплено, жилым помещением в соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обеспечен. В силу возраста, прохождения обучения истец Попов А.А. был лишен возможности принять меры к обеспечению сохранности закрепленного жилого помещения в п.Пешково, которое в настоящее время признано решением межведомственной комиссии непригодным для проживания.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истцов, представителя истца, представителей ответчиков, материалами дела.

При указанных обстоятельствах суд считает, что оснований для удовлетворения иска Санниковой Л.М. не имеется, исковые требования Попова А.А. подлежат удовлетворению.

Принимая решение об удовлетворении требований Попова А.А. суд учитывает требования ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одного человека составляет 33 кв. м, в т.ч. и для детей сирот.

Закон Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК содержит в себе дополнительные гарантии, принятые на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие обеспечение жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края большей площадью, чем следует из совокупности ч. 5 ст. 5 7 ЖК РФ и Постановления главы Совета Представителей Усольского района от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с чем именно он и подлежит применению при определении площади жилого помещения.

Таким образом, площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению Попову А.А. должна быть определена с учетом положений Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК в размере не менее 33 кв. м.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Усольского муниципального района Пермского края предоставить Попову А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., воспитаннику государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м., за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Усольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 26 марта 2012 г.

Судья подпись Н.С.Новикова

Копия верна, судья