Дело № 2-106/2012 24 апреля 2012 года не вступило в законную силу РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Усольский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шваревой П.Ю. при секретаре Бухариновой К.С., с участием помощника прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры Курбатова С.О., представителя ответчика Журавлева М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усолье дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Березовка на Каме об обжаловании действий органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о возложении на администрацию сельского поселения Березовка на Каме обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения Березовка на Каме и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, указывая на то, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой при проверке установлены обстоятельства, которые свидетельствуют о бездействии органов местного самоуправления сельского поселения Березовка на Каме в осуществлении возложенных на них федеральным законодательством полномочий. Березниковский межрайонный природоохранный прокурор просит признать бездействия администрации Березовка на Каме сельского поселения Усольского района Пермского края по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения Березовка на Каме и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора незаконными. Возложить на ответчика - администрацию сельского поселения Березовка на Каме Усольского района Пермского края обязанность по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения Березовка на Каме и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Установить срок исполнения указанной обязанности – 1 год со дня вступления решения суда в законную силу. Во исполнение обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения Березовка на Каме обязать администрацию сельского поселения Березовка на Каме Усольского района Пермского края разработать, принять и обнародовать муниципальный правовой акт, регламентирующий организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения Березовка на Каме, либо разработать проект данного нормативного акта и направить его в Совет депутатов сельского поселения Березовка на Каме. Установить срок исполнения указанной обязанности - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Курбатов С.О. поддержал исковое заявление, указанные в заявлении сроки исполнения обязанностей считает разумными. Представитель ответчика глава Администрации сельского поселения Березовка на Каме Усольского района с иском согласен, указал, что в настоящее время недостаточно финансовых возможностей для решения вопроса об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, сбора и вывоза отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения Березовка на Каме. Суд, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению. Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 и подпунктами 1, 2, 4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель. Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии с п. 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами статья 3 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ выделяет принцип охраны здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 указанного Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. В соответствии с Федеральным классификатором каталогов отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, изделия, устройства, приборы, потерявшие потребительские свойства, содержащие ртуть (код 35330000 13 00 1) и ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код 3530100 12 01 1)имеют 1 класс опасности и, согласно ст.4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» относятся в чрезвычайно опасным отходам. В соответствии с Федеральным классификатором каталогов отходов, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 91100100 01 00 4), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код 91200400 01 00 4) имеют 4 класс опасности и, согласно статье 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, относятся к малоопасным отходам. В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено бездействие органов местного самоуправления сельского поселения Березовка на Каме Усольского района Пермского края в осуществлении возложенных на них полномочий, что выразилось в том, что администрация сельского поселения Березовка на Каме не организовала сбор чрезвычайно опасных и малоопасных отходов - отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления такого сбора, в нарушение действующего законодательства РФ. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями помощника межрайонного природоохранного прокурора Курбатовым С.О., представителя ответчика Журавлевым М.П., материалами дела, в том числе письменным объяснением главы сельского поселения Березовка На Каме от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что целевой программы по финансированию мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, включая вопросы безопасного обращения с отходами нет. Суд считает, что несоблюдение требований действующего законодательства, устанавливающих требования к обращению с чрезвычайно опасными отходами производства и потребления, ведет к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционные права человека на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.ст.41, 42 Конституции Российской Федерации. На основании изложенного, суд полагает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. При решении вопроса о сроках исполнения суд учитывает возможности исполнения обязанности, принимает во внимание пояснения представителя ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействия администрации сельского поселения Березовка на Каме Усольского района Пермского края по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения Березовка на Каме и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора незаконными. Обязать администрацию сельского поселения Березовка на Каме Усольского района Пермского края в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения Березовка на Каме и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Во исполнение обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения Березовка на Каме обязать администрацию сельского поселения Березовка на Каме Усольского района Пермского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать, принять и обнародовать муниципальный правовой акт, регламентирующий организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения Березовка на Каме либо разработать проект данного нормативного правового акта и направить его в Совет депутатов сельского поселения Березовка на Каме для принятия. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Усольский районный суд в течение месяца. Судья П.Ю. Шварева