Дело 2-40 18 февраля 2011 года решение не вступило в законную силу Решение Именем Российской Федерации Усольский районный суд Пермского края В составе председательствующего судьи Шваревой П.Ю. При секретаре Бухариновой К.С. Прокурора Проскуряковой Е.С. Рассмотрел в открытом судебном заседании в гор. Усолье дело по заявлению Беляевой Т.Н. об оспаривании Постановления главы Усольского муниципального района, Установил: Беляева Т.Н. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим Постановление Главы Усольского муниципального района от 23.07.2010 № 69 «Об утверждении границы охранной зоны нефтепроводов высокого давления на территории Усольского муниципального района Пермского края и установлении сервитутов (обременений) на входящие в них земельные участки», указывая на то, что данный правовой акт издан Главой муниципального района, а не исполнительным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления Усольского муниципального района; охранная зона не установлена, утверждены лишь границы охранной зоны, постановление не опубликовано; в приложении к Постановлению не содержится наименование земельного участка с кадастровым номеров №, как входящего в границы охранной зоны, что было установлено судебным решением, вступившим в силу. Данное Постановление влияет на объем прав заявителя по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ей земельным участком. Беляева Т.Н. в судебном заседании отсутствовала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствии, с представителем Мехоношиным С.Г., который настаивает на удовлетворении заявления. Глава Усольского муниципального района в судебное заседание не явился, возражений не представил. Представители заинтересованного лица ООО Власов М.С., Завьялов А.А., действующие по доверенностям, с заявлением не согласны, считают, что права заявителя не нарушены, поскольку ей принадлежит доля в праве общей долевой собственности, а не конкретный земельный участок. Кроме того, формируемый ею земельный участок с кадастровым номером № не располагается в охранной зоне, установленной оспариваемым постановлением. Суд, заслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, свидетеля, прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, пришел к следующему. В силу подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 56 ЗК ограничение прав на землю, в том числе определение охранной зоны, устанавливается актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Согласно п.7.4.1. «Правил эксплуатации, ревизии, ремонту, отбраковке нефтепромысловых трубопроводов», утвержденных Минтопэнерго России 30.12.2003 г., для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения трубопроводов частично или полностью подготовленной нефти должны быть установлены охранные зоны по аналогии с магистральными трубопроводами в соответствии с "Правилами охраны магистральных трубопроводов": вдоль трасс трубопроводов - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, находящимися в 50 м от оси трубопровода с каждой стороны; на землях сельскохозяйственного назначения охранная зона ограничивается условными линиями, проходящими в 25 м от осей крайних трубопроводов с каждой стороны. Таким образом, необходимость принятия оспариваемого постановления вытекает из действующих Правил, принято оно в пределах компетенции Главы местного самоуправления. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда (ст.56 ЗК РФ). Как следует из Устава Усольского муниципального района (п.16 л.д.39) в структуру органов местного самоуправления входит Глава муниципального образования Глава Усольского муниципального района, который является высшим должностным лицом муниципального района, осуществляет руководство деятельностью администрации и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, издает в пределах своих полномочий правовые акты (п.1,3 Устава). В соответствии со ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты по вопросам местного значения могут приниматься органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Постановление Главой местного самоуправления об установлении границ охранной зоны, установлении ограничений пользования земельных участков, принято в отношении земельных участков, расположенных в пределах муниципального района, право собственности на которые не разграничено, акты передачи земель сельским поселениям отсутствуют, по вопросу местного значения (п.3,5,9,15 ст.5 Устава), т.е. в пределах его полномочий. В судебном заседании установлено, что земельный участок в районе охранной зоны (куст27) изымался у ТОО (ранее совхоз ТОО»), передан нефтяникам в пользование в 1986 году (акт о выборе земельного участка от 08 мая 1986 года, Решение исполнительного комитета Усольского районного совета народных депутатов № 283 от 1987 года « Об отводе земель для размещения объектов «Обустройство Уньвинского нефтяного месторождения на период промышленной эксплуатации», Решение Исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов № 112 от 05.05.1991 г. «О предоставлении земельных участков предприятиям и организациям для строительства»). Таким образом, еще до получения членами ТОО свидетельств о праве на земельную долю общей долевой собственности, в 1994 г., спорный земельный участок вышел из оборота совхоза и не мог быть предметом выдела доли в натуре. Кроме того, как следует из документов, для размещения объекта «Обустройство Уньвинского нефтяного месторождения на период промышленной эксплуатации» были выделены «лесные земли» (соответствует плану), которые не могут являться объектом общей долевой собственности. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля ФИО3, бывшего директора совхоза «ТОО», а также планом «Обустройство Уньвинского нефтяного месторождения на период промышленной эксплуатации», выкопировки с плана земель совхоза «ТОО» и Усольского межхозяйственного лесхоза, изготовленного и утвержденного в 1987 г. В рассматриваемом случае речь идет об ином ограничении прав правообладателей земельного участка, установленное специальными правовыми актами, в данном случае «Правилами эксплуатации, ревизии, ремонту, отбраковке нефтепромысловых трубопроводов». Суд считает, что права заявителя в данном случае не нарушаются, поскольку собственником земельного участка она не является, т.к. земельный участок изъят из оборота совхоза «ТОО», еще до того, как она стала собственником земельной доли земель ТОО В соответствии же с названным выше пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации в границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на охраняемые комплексы. Земельные участки в границах охранных зон используются собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима, из собственности не изымаются. Исходя из вышеизложенного, приведенных законоположений, суд сделал вывод о том, что оспариваемое постановление об образовании охранной зоны нефтепровода и установлении особого режима использования входящих в нее земель приняты Главой местного самоуправления в пределах его компетенции, определенной федеральным законом, и полностью соответствуют последнему, охраняемых прав и законных интересов заявителя не нарушает. Доводы заявителя являются несостоятельными и направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку обстоятельств. На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении жалобы Беляевой Т.Н. об оспаривании Постановления главы Усольского муниципального района, отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Усольский районный суд в течение 10 дней. Судья-