Дело № 2-217 16 августа 2012 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Усольский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шваревой П.Ю. при секретаре Бухариновой К.С., с участием помощника прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры Дейнес В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усолье дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Березовка на Каме об обжаловании действий органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей Усольского муниципального района Пермского края, о возложении на администрацию сельского поселения Березовка на Каме обязанности по разработке и реализации проекта ликвидации несанкционированных свалок на территории лесного фонда Усольского муниципального района в границах данного сельского поселения: в квартале № АФ Восход за д. Левино у поворота дороги на с.Касиб на площади 0,05 га и и рекультивации данного земельного участка, на котором расположена указанная свалка, указывая на то, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой при проверке установлены обстоятельства, которые свидетельствуют о бездействии органов местного самоуправления администрации сельского поселения Березовка на Каме в осуществлении возложенных на них федеральным законодательством полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории сельского поселения, Березниковский межрайонный природоохранный прокурор просит признать незаконными бездействия администрации сельского поселения Березовка на Каме Усольского района Пермского края. В судебном заседании помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Дейнес В.В настаивает на удовлетворении заявления. От а Администрации сельского поселения Березовка на Каме Усольского муниципального района пришло сообщение о рассмотрении дела в их отсутствии, с заявлением согласны. Представитель третьего лица ГКУ Березниковское лесничество в суд не явились. Суд, заслушав помощника прокурора,, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению. В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно пунктам 1-4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями; территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов; территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Таким образом, территория сельского поселения Березовка на Каме входит в состав Усольского муниципального района. В состав территории сельского поселения Березовка на Каме входят земли лесного фонда. Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В силу части 1 статьи 4 данного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу частей 1 и 2 статьи 13 данного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации, статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 3, части 1 статьи 7, части 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 8, частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», администрацией сельского поселения Березовка на Каме, в результате ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, допущено образование на территории лесного фонда Усольского муниципального района в границах сельского поселения Березовка на Каме несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данная свалка не ликвидирована. Факт данного нарушения был установлен ДД.ММ.ГГГГ при анализе информации от ДД.ММ.ГГГГ №, представленной заместителем директора ГКУ «Березниковское лесничество» Шлейхером Л. Т. В соответствии с информацией от ДД.ММ.ГГГГ №, представленной заместителем директором ГКУ «Березниковское лесничество» Шлейхером Л. Т., на территории лесного фонда Усольского муниципального района Пермского края, в границах сельского поселения Березовка на Каме, расположены указанная выше свалка. Согласно информации Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №-№ данным органом на вышеуказанную свалку отходов санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам земельного участка для устройства полигона ТБО, разрешение на захоронение отходов на данном земельном участке, заключение о соответствии санитарным правилам размещение отходов на указанном земельном участке не выдавались, что свидетельствует о несанкционированности свалки отходов, расположенной на территории данного сельского поселения. Несоблюдение вышеперечисленного природоохранного законодательства, ненадлежащее решение вопросов местного значения -организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, чем нарушается конституционное право жителей Усольского муниципального района на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации; нарушается предоставленное статьей 41 Конституции Российской Федерации право граждан на охрану здоровья. Кроме того, в силу подпункта «б» пункта 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается бросать стекло (стеклянные бутылки, банки и др.). В соответствии с пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. В связи с этим, размещение несанкционированной свалки бытовых отходов на территории лесного фонда в Усольском муниципальном районе Пермского края в границах сельского поселения Березовка на Каме создает угрозу возникновения лесных пожаров в непосредственной близости от населенных пунктов, и как следствие угрожает жизни, здоровью и имуществу населения Усольского муниципального района и сельского поселения Березовка на Каме, т. е. создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Таким образом, ликвидация несанкционированных свалок в лесных массивах предупреждает возникновение лесных пожаров, и, как следствие, предупреждает причинение физического вреда здоровью, имущественного и морального вреда населения Усольского муниципального района, возникновение чрезвычайных ситуаций. Кроме того, Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту интересов Российской Федерации, так как, в соответствии с частью 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001года № 136-ФЗ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 года № 200-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Таким образом, не исполнение вышеперечисленного природоохранного законодательства, не надлежащее решение вопросов местного значения -организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, создает угрозу причинения вреда лесным участкам - собственности Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ гражданское законодательство основывается на признании необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В силу пункта 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ. В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом. В силу пункта 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации, статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 8 и 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 3, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», частью 1 статьи 8, частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подпунктом «б» пункта 8 и пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, на ответчика - администрацию сельского поселения Березовка на Каме Усольского муниципального района Пермского края, следует возложить обязанность разработать и реализовать проект ликвидации несанкционированных свалок на территории Усольского муниципального района в границах сельского поселения. На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконным бездействие ответчика, - администрации сельского поселения Березовка на Каме Усольского муниципального района Пермского края, выразившееся в не ликвидации несанкционированных свалок на территории Усольского муниципального района в границах сельского поселения: в квартале № АФ Восход за д. Левино у поворота дороги на с.Касиб на площади 0,05 га. Возложить на ответчика, - администрацию сельского поселения Березовка на Каме Усольского муниципального района Пермского края, обязанность разработать и реализовать проект ликвидации несанкционированных свалок на территории лесного фонда Усольского муниципального района в границах сельского поселения: : в квартале № АФ Восход за д. Левино у поворота дороги на с.Касиб на площади 0,05 га. и рекультивации данного земельного участка, на котором расположена указанная свалка. Установить ответчику, - администрации сельского поселения Березовка на Каме Усольского муниципального района Пермского края, срок исполнения указанного обязательства в течение года со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Усольский районный суд в течение месяца. Судья- Копия верна, судья-